Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (467) | 8 июля 2013г.
 

«Инновации» Буренкова

Налогоплательщики еще раз заплатят за просчеты вазовского руководства

Сейдамет Абреков

27 июня состоялось годовое собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Из отчетности компании стало известно, что объем задолженности уже достиг 107 млрд р. На этом фоне руководство АВТОВАЗа, в частности, ее президент Игорь КОМАРОВ, делает заявление о хороших перспективах предприятия. Одновременно с этим начинают звучать заявления, что вокруг АВТОВАЗа некими силами ведется нагнетание социальной напряженности. Подобные заявления, скорее всего, могут быть очень удобны именно руководству предприятия. Отвлечь внимание от допущенных управленческих недоработок проще всего, объявив охоту на ведьм.

В рамках годового собрания акционеры ОАО «АВТОВАЗ» получили возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью предприятия за 2012 г. Можно обратить внимание на рост объема долгосрочных долговых обязательств, которые взял на себя АВТОВАЗ. Если на 31 декабря 2010 г. компания была должна 37,7 млрд р., то на эту же дату 2011 г. объем задолженности вырос до 58,3 млрд р., а на 31 декабря 2012 г. эта цифра составила уже 64,4 млрд р. Общий объем краткосрочных и долгосрочных обязательств по итогам 2012 г. (в сравнении с 2011 г.) также вырос — с 62,7 млрд р. до 68,3 млрд р. Кроме того, АВТОВАЗ имеет еще 10,8 млрд р., отраженных по строке «прочие долгосрочные обязательства», которые в основном сформированы на вексельных займах. Общий объем задолженности АВТОВАЗа по этим трем показателям на конец 2012 г. составил как минимум 78,1 млрд р.

Кроме того, по отчетности АВТОВАЗа за 2012 г. можно констатировать, что у компании значительно вырос т. н. кассовый разрыв. Это произошло ввиду того, за за один год размер дебиторской задолженности увеличился с 12,4 млрд р. до 19,2 млрд р. В основном, это стало следствием роста задолженности покупателей и заказчиков. Что касается кредиторской задолженности, то и в этом отношении АВТОВАЗу пока вряд ли есть чем хвалиться. За год кредиторка выросла с 23,5 до 28,9 млрд р. Т. е. разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностью только за один год вырос более чем на 12 млрд р. и составил 48,1 млрд р.

Если прибавить к кредиторской задолженности задолженность по разнообразным займам, то получится, что уровень всех долговых обязательств АВТОВАЗа достиг 107 млрд р., тогда как общий объем выручки за 2012 г. составил всего 183,2 млрд р. Таким образом, долги АВТОВАЗа достигли 60% от выручки. При таком положении дел АВТОВАЗ сумел выдать в обеспечение обязательств гарантий на 14,4 млрд р.

Никакой кризис, похоже, не заставит Игоря Буренкова снизить рекламный бюджет
Никакой кризис, похоже, не заставит Игоря Буренкова снизить рекламный бюджет

Выручка за один год выросла всего на 8,4 млрд р., т. е. менее чем на 5%. Хотя в количественном отношении АВТОВАЗ снизил продажи с 613 тыс. автомобилей до 592 тыс. При подобном падении продаж небольшой рост выручки в процентном отношении практически идентичен официальному росту инфляции, которая по итогам 2012 г. составила 6,6%.

На таком, мягко говоря, не совсем радужном фоне на АВТОВАЗе вырос рекламный бюджет. Если в 2011  г. он составил 819 млн р., то в 2012 г. — уже 887 млн р. Какая нужда предприятию не только тратить огромные средств на рекламу, но еще и наращивать эти расходы — остается загадкой. Рекламный бюджет на АВТОВАЗе находится в ведении директора по внешним связям Игоря Буренкова. С Игорем Комаровым у него налажены отношения, которые, по мнению очевидцев, больше напоминают приятельские.

Тональность руководителей АВТОВАЗа, выступавших перед акционерами 27 июня, мало соответствовала динамике, которую можно увидеть в цифрах из бухгалтерской отчетности предприятия. Так, например, доклад гендиректора ГК «Рое-технологии», председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» содержал фразу: «В 2005 г. мы пришли на АВТОВАЗ. Вы помните, какая здесь была ситуация? Завод был фактически на грани банкротства, криминальные войны происходили вокруг завода. За этот период все удалось наладить, на заводе стали происходить положительные перемены, люди поверили в будущее предприятия». Не забыли составители доклада для Чемезова и о других событиях прошедших лет: «Конечно, экономический кризис 2008-2009 гг. заставил изменить планы и значительно осложнил ситуацию. Резкое падение продаж поставило завод на грань выживания. Многие тогда призывали окончательно закрыть завод, были такие даже в правительстве России». Из озвученного доклада можно было понять, что то, в каком состоянии предприятие находится сегодня, это своеобразное достижение.

Причем Сергей Чемезов отметил заслуги в этом президента АВТОВАЗа Игоря Комарова. «Команда менеджеров во главе с Игорем Анатольевичем Комаровым смогла решить следующие стратегические задачи: разработать и утвердить программу развития АВТОВАЗа до 2020 г., полностью выполнить антикризисную программу, обеспечить финансовую стабильность, оптимизировать структуру активов», — заявил Сергей Чемезов.

В ответ Игорь Комаров в своем докладе также продолжил рассуждать о «финансовой стабильности» и других мало связанных с реальными показателями завода вещах. «Таксисты на электрических LADA возят отдыхающих на курорты Кавказских Минеральных Вод. Считаю, что АВТОВАЗ все увереннее становится на ноги. Наша доля на рынке -менее 20%. Много это или мало? Смотря как считать. Понятно, что это меньше, чем раньше, и меньше, чем хотелось», — сообщил акционерам Игорь Комаров. Но на этом он не закончил отмечать достижения компании. «По последнему опросу, проведенному в Интернете, в котором участвовало более 45 тыс. человек из всех городов нашей страны, реальное улучшение на АВТОВАЗе и LADA видят 63% опрошенных. ...Рабочие группы, совместные семинары, комитеты совета директоров — все это позволяет нам комплексно реформировать компанию. ... Нашу корпоративную газету «Волжский автостроитель» теперь можно читать в Интернете и на английском языке», — поделился Игорь Комаров. Складывалось ощущение, что к подготовке доклада для Комарова приложил руку Буренков.

Одновременно с этим начинают звучать заявления, что вокруг АВТОВАЗа некими силами ведется нагнетание социальной напряженности. Не исключено, что подобные заявления очень удобны именно руководству предприятия. Отвлечь внимание от допущенных управленческих недоработок проще всего, объявив охоту на ведьм.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.