Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (467) | 8 июля 2013г.
 

Георг Грубер:

Качество продукта в России зависит от руководителя предприятия

Егор Кошеров

ВТО и продовольственная безопасность стали в последнее время одними из насущных тем не только для сельхозтоваропроизводителей, но и для рядовых потребителей. Именно поэтому данная проблематика специально обсуждалась на встрече одного из ведущих мировых технологов в области мясопереработки Георга ГРУБЕРА и членов Ассоциации мясной и перерабатывающей промышленности Самарской обл. Эксперт посетил наш регион по приглашению ассоциации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. Георг Грубер рассказал «Хронографу» о рынке колбас и полуфабрикатов в России и Европе, а также о том, как спасти сельское хозяйство.

- Георг, как вы оцениваете мясоперерабатывающую отрасль России и, в частности, Самарской обл.? Смогут ли российские производители выдержать конкуренцию в условиях ВТО?

- Всемирную торговую организацию боятся не только в России. Новых правил, когда ВТО только начиналось, боялись и в Европе. Любая смена правил, тем более ведущая к усилению конкуренции, пугает участников рынка. Но мы живем в мире рынка, где конкуренция -единственный способ быстрого развития. Это касается всех отраслей, и таких сложных, как сельское хозяйство и пищепром.

Обывателям, конечно, часто кажется, что производить колбасы и полуфабрикаты легко и просто, ведь каждый что-то стряпает у себя на кухне, каждый — «профессионал». Но, уверяю, делать хорошую колбасу так же сложно, как и хорошие автомобили. Это высокотехнологичное производство. Стоит признать, что хорошую мясную продукцию в России делать умеют. За последние 10-15 лет произошел серьезный, качественный скачок. Предприятия научились развивать свой бизнес, вкладываться в качественное оборудование, не экономить на ингредиентах, упаковке, они ориентируются на клиентов, регулярно предлагая что-то новое. В первую очередь речь идет о производствах в столице и крупных городах. Пищепром Самарской обл., например, невозможно сегодня представить без «Фабрики качества». Ее знают не только потребители далеко за пределами региона, но и специалисты далеко за пределами России. Так что местные производители продуктов питания, однозначно, смогут конкурировать. Я видел много мясоперерабатывающих предприятий во всем мире, дегустировал продукцию, и, как мне кажется, местный потребитель пока не понимает, что российская колбаса часто лучше западной. Например, на днях я дегустировал вареную колбасу «Фабрики качества». Их «Любительская», без преувеличения, для меня, пожалуй, лучшая вареная колбаса из той, что я пробовал за последние пятнадцать лет.

- Но российский рынок не может быть неинтересным для западных производителей...

- Конечно, российский рынок очень интересен. Но значимую его долю иностранцы занять не смогут. Во-первых, вкусовые пристрастия потребителя и особенности западной продукции не совпадают, а менять рецептуру и подгонять ее под вкусы клиентов — очень сложная, длительная работа с непредсказуемым результатом.

Во-вторых, расстояние делает иностранную продукцию непривлекательной и неконкурентоспособной. Дешевая иностранная продукция — пройденный этап, а дорогая европейская колбаса с учетом доставки и маркетинга становится неоправданно дорогой.

Страхи передела рынка были и в Евросоюзе. Все мясоперерабатывающие заводы Австрии, например, были в свое время готовы ворваться на рынок Германии, а немецкие производители готовы были сделать то же самое в Австрии. В итоге рынок колбас и мясных деликатесов остался прежним. Проникновение соседей находится на уровне 3-5%. Более 95% — это продукция местных производителей. Глобализация касается чего угодно, но не пищевых привычек.

- Но производство на Западе более технологично, менее затратно, использует более качественное сырье...

- Откровенно говоря, сомнительные тезисы. Более качественное сырье — это миф. И в Европе, и в России есть добросовестные и недобросовестные производители. Например, есть те, кто работает на охлажденном сырье, а есть, кто использует только замороженное мясо. Отсюда разное качество на выходе. Есть те, кто гонится за удешевлением продукта в ущерб качеству, а есть те, кто гарантирует потребителям качество и дорожит доверием клиента. Это, повторюсь, и в России, и в Европе, и во всем мире. Важно, что и в России, и в других европейских государствах потребители все чаще выбирают качество. Дешевая продукция отступает. Людям не все равно, что попадает в их желудок. Кстати, у нас в Австрии есть производители, чью продукцию я не порекомендую покупать.

Уровень технологий на хороших предприятиях Европы и на заводах в России сопоставим. На том же заводе «Гарибальди» в Самаре внедряют систему сертификации по стандартам Hazard Analysis and Critical Control Points (ХАССП). Это есть далеко не на всех предприятиях Европы. Тут самарский завод идет по пути модернизации параллельно с лучшими мировыми производителями.

Уровень затрат также миф. Во-первых, стоимость одного сотрудника в странах Евросоюза очень высокая. Это и зарплата, и налоговые, и социальные взносы. Так что даже при меньшей численности сотрудников затраты не меньше. Во-вторых, разные продукты требуют разного уровня участия человека в производстве. Например, пельмени, которые лепятся вручную, не могут быть произведены без участия людей. Машины лепят не хуже, но потребитель хочет именно пельмени ручной лепки.

В действительности же я понял, что качество продукта в России зависит от руководителя предприятия, т.к. многое здесь работает только в режиме ручного управления. Когда я общаюсь с председателем Ассоциации мясной и перерабатывающей промышленности вашего региона Олегом Кузичкиным, который сам с нуля создал мощнейший пищевой холдинг «Фабрика качества», я понимаю, почему компания имеет такой успех. Он сам вникает во все тонкости производственного процесса, досконально разбирается в каждом нюансе — от поставки сырья до производства, упаковки и распространения продукта. При этом он постоянно смотрит вперед — модернизирует собственное производство, инвестирует в сырьевую базу, развивает отрасль в своем регионе...

- Что вы можете сказать о сельском хозяйстве в России? Что будет с ним после вступления в ВТО? Уже сейчас говорят, что договор больно ударит по фермерам.

- Глобальные проблемы российского фермерства, на мой взгляд, схожи с мировыми. Так, во всем мире падает поголовье крупного рогатого скота (КРС), т. к. его выращивание сложнее и длительнее, чем свиноводство или выращивание рапса. Поэтому лет через пятнадцать во всем мире мы будем наблюдать дефицит говядины. А значит, будет меняться и рецептура у производителей колбас и полуфабрикатов.

В остальном европейские фермеры уже давно находятся в условиях жесткой конкуренции, а в России конкуренция традиционно была ниже. Поэтому поначалу местным фермерам придется тяжело. Но если они хотят выживать и развиваться, уверен, аграрии справятся. Главное — научиться обеспечивать стабильное качество и объем своей продукции, тогда можно будет говорить о готовности к серьезной конкуренции. Уверяю, местным переработчикам, а именно они являются основным потребителем для фермеров, при гарантии стабильного качества сырья, гораздо удобнее и выгоднее закупать мясо у местных производителей. Решение проблем сельского хозяйства в условиях работы ВТО, на мой взгляд, невозможно без тесной совместной работы переработчиков и местных фермеров совместно с профильными министерствами и ведомствами.

Справка:

Георг Груббер 34 года работает в мясоперерабатывающей отрасли, 15 из них — в России и странах СНГ. Является партнером и шеф-технологом сразу несколько мировых лидеров в области производства оборудования и специй для мясопереработки — австрийскими Almi, MATIMEX и др. Входит в десятку ведущих технологов мира.