Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (461) | 27 мая 2013г.
 

Ожидание Петрикова

Переход на непосредственное управление может затягиваться в интересах поставщиков

Егор Кошеров

Миллионные долги, формирующиеся у ООО УК «ТВН» перед ЗАО «СУТЭК», можно оценить как один из итогов неудачной попытки руководства управляющей компании ввести на доставшихся ей домах раздельную оплату за жилищные и коммунальные услуги. В определенной степени переходу на новую схему помешала позиция СУТЭК. По мнению наблюдателей, поставщикам может быть выгодна непрерывная ротация управляющих компаний, происходящая в последние несколько лет. В таких условиях ресурсоснабжающим организациям (РСО), гарантированно получающим платежи за оказанные услуги, очень сложно предъявить претензии по их объему и качеству.

До создания в июле 2011 г. УК «ТВН» Владимир Терещенко руководил другой управляющей компанией со схожим до степени смешения фирменным наименованием -ООО «ТВН». Сегодня ООО «ТВН», имея значительную задолженность перед СУТЭК, находится в стадии ликвидации. По этому поводу одно из самарских электронных СМИ 13 сентября 2012 г. сообщало: «ООО УК «ТВН» является клоном прежде существовавшей организации — ООО «ТВН». В феврале 2012 г. решением Арбитражного суда Самарской области ООО «ТВН» было признано банкротом, в отношении этой организации было введено конкурсное производство. Это не помешало руководителю данной обанкротившейся управляющей компании уйти от ответственности и вновь начать аналогичную деятельность под другой вывеской».

От управления одним дошедшим до весьма запущенного состояния общежитием через ООО «ТВН» Терещенко в течение октября и ноября 2012 г. перешел к управлению почти четырьмя десятками вполне благоустроенных домов через УК «ТВН». Однако зависимость от СУТЭК никуда не исчезла.

Из комментариев заместителя генерального директора ООО УК «Регионтеплоэнерго» (управляет деятельностью СУТЭК) Андрея Петрикова следует, что 1 октября 2012 г. между СУТЭК и УК «ТВН» был заключен договор на оказание услуги по подаче тепловой энергии в горячей воде на отопление (в отопительный период) на 13 домов в пос. Управленческом и на 24 дома в пос. Мехзавод. «Начиная с этого периода перед ресурсоснабжающей организацией начала накапливаться задолженность за потребляемую тепловую энергию», — пояснил Петриков. Можно предположить, что заявленная в арбитраже задолженность УК «ТВН» перед ООО «Самарские коммунальные системы» накопилась в рамках договора на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для тех же домов, заключенного в те же сроки.

Несмотря на договорные отношения с поставщиками, согласно которым УК «ТВН» обязывалась оплатить принятые управляемыми домами ресурсы в полном объеме, Терещенко предпринял попытку изменить схему расчетов. Жителям начали выставлять к оплате квитанции неустановленного образца с тремя различными расчетными счетами. Первый счет принадлежал УК «ТВН», а два других, на которые предлагалось перечислить средства за услуги теплоснабжения, ГВС, ХВС и водоотведения, — якобы СУТЭК и СКС. Таким образом, вышеуказанные обязательства из соглашений с РСО предполагалось целиком переложить на собственников жилья. В законности этого существуют серьезные сомнения. Из решения арбитражного суда о взыскании с УК «ТВН» задолженности по договору №344-юр от 1 октября 2012 г. следует, что действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и РСО договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией.

«Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, — сообщается в решении. — При таких обстоятельствах выбор собственниками помещений в многоквартирном доме возможности вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает исполнителя коммунальных услуг (УК «ТВН». – Прим. авт.) от обязанности оплатить потребленную энергию в части, не оплаченной собственниками помещений в многоквартирном доме». Отсюда становится понятной природа образования части долга УК «ТВН» перед СУТЭК: Терещенко может попросту уходить от возмещения поставщику того, что было недополучено последним от жителей, хотя закон обязывает УК это делать.

Характерно, что решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно на счета РСО не были зафиксированы ни в договорах ресурсоснабжения между УК «ТВН» и поставщиками, ни в договорах на поставку ресурсов между собственниками жилья и РСО, которые в большинстве своем отсутствуют.

Этой слабостью при переходе на прямые платежи могут выгодно пользоваться поставщики. По мнению Терещенко, СУТЭК и СКС «отказываются принимать к зачету те денежные средства, которые поступают от населения, в счет оплаты за полученные коммунальные услуги, тем самым незаконно пользуются денежными средствами населения, удерживая их у себя». Если это действительно так, то поставщики должны разделить ответственность с УК «ТВН» за сложившуюся ситуацию.