Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (461) | 27 мая 2013г.
 

Эпопея завершилась

Одобрено внесение изменений в устав Тольятти

Илья Ширтанов

22 мая депутаты Думы г. о. Тольятти (ТГД) одобрили проект изменений в устав г. о. Тольятти. Необходимость внесения многих поправок была вызвана приведением документа в соответствие с действующим законодательством. Однако можно отметить и новаторские инициативы, например, отмену ограничения по количественному составу заместителей председателя ТГД. Состоялись и другие примечательные изменения.

В ныне действующем уставе Тольятти говорится: «Из числа депутатов думы на срок ее полномочий тайным голосованием избираются два заместителя председателя думы». В новой редакции эта часть устава будет читаться несколько по-иному. «Из числа депутатов думы на срок ее полномочий тайным голосованием избираются заместители председателя думы. Количество заместителей председателя думы определяется решением думы», — говорится в проекте изменений, вносимых в устав.

Вполне возможно, что руководство города прогнозирует возникновение непростой обстановки после выборов ТГД VI созыва. Существует вероятность, что осенью 2013 г. в ТГД может сформироваться несколько лагерей, приблизительно равных по своему влиянию. Предоставление одному из этих лагерей места заместителя председателя ТГД может быть использовано как один из рычагов выравнивания ситуации на политическом поле. В любом случае, ТГД теперь не будет ограничена количественными рамками. Но если значительное численное преимущество сохранится за одной политической силой, ничто не помешает ей урезать количество мест заместителей председателя до одного.

В обновленном варианте устава была определена судьба контрольно-счетной палаты (КСП). Теперь КСП будет иметь не только статус органа местного самоуправления, но и примет полномочия юридического лица. «КСП г. о. является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется думой.

КСП обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством и настоящим уставом», — отмечается в проекте решения.

Приблизительно такие же изменения могут ожидать и городскую избирательную комиссию. «Избирательная комиссия городского округа формируется думой и является постоянно действующей. Решением думы избирательной комиссии может быть придан статус юридического лица. Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления», — гласит ч. 2 ст. 39 устава в новой редакции.

Скорее всего, данное решение было принято с перспективой изменения схемы финансирования городского избиркома. По устоявшейся традиции территориальные комиссии были закреплены за районными администрациями. Скорее всего, именно через райадминстрации осуществлялось финансирование избиркомов из муниципального бюджета. Подтверждением этого может быть то, что, как правило, сотрудники районных администраций замещают руководящие должности в избирательных комиссиях. Статус юридического лица может позволить направлять средства напрямую в комиссии, минуя другие ГРБС, например в лице администраций районов.

Возвращаясь к деятельности ТГД, следует отметить еще одно обстоятельство. В пояснительной записке к проекту решения ТГД представлена следующая информация: «Ч. 2.1. ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. В связи с чем внесены изменения в ряд статей устава городского округа, исключающие отзыв депутата думы».

В первоначальном варианте решения от 9 ноября 2012 г. было предложено признать утратившим силу п. 8 ч. 2 ст. 29, предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата в случае отзыва избирателями. В редакции, принятой 22 мая, эта строка сохранена, однако внесены другие изменения. В ст. 8 устава, где прописаны полномочия органов местного самоуправления из п. 7 ч. 1 «Организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, мэра, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа» исключается слово «депутата». Получается, что фактически не предусмотрена процедура по отзыву депутата.

Кроме того, утрачивает силу п. 5ч. 1 ст. 7.1, согласно которому орган местного самоуправления принимал права на «осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.». Соответственно, если в плановых периодах и будут вестись работы по капитальному ремонту МКД, то это будет происходить без участия городского бюджета. Скорее всего, это изменение смогут прочувствовать на себе жители Тольятти в 2014 г., когда доля софинансирования муниципалитета ляжет на их плечи.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.