Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (458) | 22 апреля 2013г.
 

Издержки консолидации

Местные проблемы рынка электроэнергетики могут не вписаться в задачи федерального холдинга

Екатерина Михасенок

3 апреля было подписано распоряжение правительства Российской Федерации об утверждении стратегии развития электросетевого комплекса РФ. Речь идет о создании единого оператора ОАО «Российские сети» на базе ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС». Параллельно с этим МРСК пытается лоббировать на федеральном уровне ряд предложений, нацеленных, так или иначе, на монополизацию рынка. По какому сценарию ситуация будет развиваться в Самарской обл. — пока вопрос открытый. Очевидно то, что предпосылки к укрупнению электросетевых активов на базе МРСК могут быть поводом для тревоги уже сейчас.

Игра в монополию

Особое внимание в утвержденной правительством РФ Стратегии развития электросетевого комплекса уделяется деятельности ОАО «Российские сети», хотя концепции, которые легли в основу стратегии, актуальны для всех компаний, работающих на электросетевом рынке. Входящие в состав ОАО «Российские сети» организации контролируют около 70% распределительных сетей и 90% магистральных сетей на территории страны.

Стоит напомнить, что указ о создании ОАО «Российские сети» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 22 ноября 2012 г. Основной причиной создания единого оператора стала неэффективность функционирования электросетевого комплекса страны. Окончательная консолидация ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС» должна произойти до 30 июня т. г. К этому времени процедура реорганизации распределительного и магистрального комплекса будет завершена, и ОАО «Российские сети» должны начать работу.

После того как в начале года несколько гарантирующих поставщиков впервые лишились статуса субъекта рынка, их функции стали исполнять региональные структуры МРСК. Статус ГП был присвоен компаниям, входящим в Холдинг МРСК — ОАО «МРСК Центра», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «МРСК Волги», ОАО «МРСК Сибири» — в нескольких субъектах страны. Таким образом, статуса ГП единовременно были лишены несколько компаний, подконтрольных энергосбытовому холдингу «Энергострим». Подобного в истории электроэнергетики ранее не было. Причиной стали скопившиеся долги сбытовой компании. Так, с 1 февраля 2013 г. в Орловской, Омской, Курской, Ивановской, Пензенской, Брянской обл. МРСК осуществляет свои функции на правах ГП. Это означает, что, помимо оказания услуг по транспорту, электроэнергии, МРСК освоит весь комплекс мероприятий по сбыту электроэнергии.

Вероятно, воспользовавшись сложившейся ситуацией, МРСК начинает активно лоббировать свои интересы на федеральном уровне. Согласно приказам Минэнерго РФ, статус ГП региональным структурам МРСК присвоен не более чем на 12 месяцев. Однако холдинг МРСК уже ходатайствовал в правительство РФ о более длительном периоде -три года. С 1 марта статус ГП также перешел к компаниям МРСК в Тульской и Мурманской обл.

Параллельно с этим председатель правления ФСК ЕЭС Олег Бударгин обратился к президенту Владимиру Путину с инициативой объединения сетевого рынка со сбытовым. Идея якобы основана на том, что генерирующим компаниям разрешается заниматься сбытом. В свою очередь, такой возможности нет в отношении сетей. Окончательного решения на этот счет еще не принято. Однако подобные инициативы можно расценивать как попытки лоббирования федеральными холдингами собственных интересов. В таком контексте речь может идти о монополизации рынка. Подобные инициативы создают некую коллизию с концепцией реформы электроэнергетики, основой которой является разделение видов деятельности.

Беспокойство вызывает то, как укрупнение территориальных сетевых организаций отразиться на судьбе электросетевых активов
Беспокойство вызывает то, как укрупнение территориальных сетевых организаций отразиться на судьбе электросетевых активов

Наблюдатели полагают, что такими действиями может быть создана угроза конкуренции. Как следствие, отсутствие здоровой конкуренции отразится прежде всего на потребителе.

По своему сценарию

Каким образом преобразования в отрасли электроэнергетики буду протекать в каждом отдельном регионе и чем это может обернуться как для региональных сетевых компаний, так и для рынка в целом — пока вопрос открытый. Во всяком случае, уже сейчас в отдельных регионах можно наблюдать активизацию МРСК.

В настоящее время речи о присвоении МРСК Волги статуса ГП электроэнергии в Самарской обл., конечно, не идет. Так, на областном электроэнергетическом рынке есть основной гарантирующий поставщик — ОАО «Самараэнерго» и другие сбытовые компании. В электросетевом сегменте рынка представлено порядка ста компаний. Ключевыми можно считать холдинг МРСК в лице ОАО «МРСК Волги» и ФСК ЕЭС, представленного региональной структурой МЭС Волги. Среди других крупных региональных игроков рынка -ЗАО «СГЭС», ЗАО «Самарская сетевая компания» (ССК), ООО «Сызранская городская электросеть», ОАО «Электросеть». Эти компании профессионально занимаются обслуживанием сетевого хозяйства области. Кроме того, на рынке работают мелкие игроки с небольшими активами. Впрочем, деятельность небольших компаний, не ставящих в приоритет развитие отрасли, создают препятствия в работе всего рынка. Побочным эффектом становится снижение энергоэффективности и надежности обеспечения потребителей электроэнергией.

Однако консолидация на рынке электроэнергетики и укрупнение территориальных сетевых организаций (ТСО) может таить подводные камни. Крупные федеральные игроки, каким считается холдинг МРСК, как правило, сосредоточены на решении глобальных проблем. Так, к примеру, в целях модернизации сетевого комплекса реализуются инвестиционные программы по строительству новых сетей высокого напряжения (110 и 220 кВ) стоимостью в миллиарды рублей. В этом случае за периметром остаются вопросы местного значения, к примеру, такие, как содержание сетей среднего (6-10, 35 кВ) и низкого напряжения (0,4 кВ и ниже). Притом что низковольтные областные муниципальные сети, в отличие от сетей высокого напряжения, существенно изношены, в отдельных случаях до 90%. В свою очередь, на сети низкого напряжения в большей степени ориентированы не федеральные компании, а региональные. Именно силами этих компаний производится основной объем работ, направленных на реконструкцию и ремонт электросетевого оборудования. В этой связи прогноз относительно судьбы сетевого хозяйства области в случае укрупнения ТСО под началом МРСК может оказаться неутешительным.

Повышение надежности работы предприятий энергетического комплекса по обеспечению потребителей электроэнергией имеет не только социальное, но и стратегическое значение. Надежное снабжение электроэнергией зависит от целого ряда причин, среди которых своевременное проведение капитального ремонта и реконструкции электросетей. Однако исключить аварийные ситуации невозможно даже на этапе, когда функционал рынка распредсетей довольно четко разграничен между ключевыми игроками.

Показатели аварийности в первую очередь позволяют сделать вывод о состоянии электрооборудования.

Неудобный показатель

Очевидно, что аварийность присутствует в деятельности любых сетевых организаций, хотя не секрет, что компании стараются не афишировать факты аварий в открытых источниках. Актуальность проведения анализа аварийности состоит в том, что она влияет на эффективность работы всей системы. По этой причине скрывать эти данные как минимум нецелесообразно.

Функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на территории Самарской обл. осуществляет филиал ОАО «СО ЕЭС» Самарское РДУ, в т. ч. в компетенцию РДУ входят вопросы аварийности. Редакция газеты «Хронограф» запросила сведения о показателях аварийности за осенне-зимний период 2012-2013 гг., для сравнения также данные об аварийности за аналогичный период 2011-2012 гг. На этот счет директор самарского РДУ Сергей Аникин сообщил: «Поскольку не все объекты электроэнергетики на территории Самарской обл. находятся в ведении самарского РДУ, дать исчерпывающую информацию по вашему запросу не представляется возможным». Остается неизвестным, о каких субъектах рынка, не представляющих данных об аварийности, идет речь. С чем связано создание ореола таинственности вокруг информации об аварийности — также непонятно. Так, РДУ отказалось предоставлять имеющиеся данные об аварийности компаний.

На официальные запросы о предоставлении сведений об аварийности не все сетевые компании согласились обнародовать информацию. Ответов на запросы от ЗАО «СГЭС», ООО «Сызранская городская электросеть», ОАО «Электросеть» не последовало. По информации, представленной управлением технического контроля и охраны труда ЗАО «ССК», в 2011 г. на сетях, эксплуатируемых компанией, было зафиксировано 104 аварии, в 2012 г. — 94 аварийных случая.

В ОАО «МРСК Волги» данные по аварийности также не представили. В телефонной беседе начальник отдела по работе со СМИ ОАО «МРСК Волги» Евгений Островский сообщил: «Я этими данными не оперирую, потому что эти данные в Самаре». В свою очередь, пресс-служба в Самаре пояснила так: «Евгений Островский сказал, что у нас аварий на предприятии нет».

В то же время на официальном сайте МРСК Волги в некоторой степени раскрывается информация, из содержания которой можно выстроить картину работы компании. Так, согласно отчету об аварийности в филиале ОАО «МРСК Волги — Самарские распределительные сети», в 2012 г. аварий не было, а вот инцидентов с отключением электроэнергии зафиксировано в количестве 1574. Однако тем самым МРСК могут вводить участников рынка и потребителей в заблуждение. В соответствии с постановлением правительства РФ от 28.09.2009 №846 «Об утверждении Правил расследования аварий в электроэнергетике», понятие «инцидент» не используется по отношению к объектам электроэнергетики, кроме гидротехнических сооружений. Соответственно речь в отчетности филиала идет именно об авариях. Достаточно высокие показатели аварийности позволяют предположить, что даже для крупного федерального оператора не под силу содержать оборудование и сети в таком состоянии, чтобы исключить нарушения в работе. В этой связи опасения относительно судьбы сетевого хозяйства в случае концентрации активов в руках МРСК небеспочвенны.