Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (458) | 22 апреля 2013г.
 

«Подводные камни» туризма

Волна майского ажиотажа может пошатнуть некоторых операторов регионального рынка

ИА «Центр-Инфо»

В начале мая в период праздников и выходных ожидается первая волна туристического ажиотажа. Однако активизация на этом рынке с приближением сезона заметна давно, притом что туристический бизнес региона успел сформировать пул проблем, заложниками которого становятся все участники этого рынка — как операторы, так и клиенты.

В последние семь-десять лет только на туристическом рынке г. Самары единовременно функционирует до шестисот турагентств (включая субагентства), проконтролировать работу которых одномоментно не представляется возможным даже у соответствующих надзорных органов. Кроме компаний, успевших заработать узнаваемость, работает масса мелких турфирм. По мнению экспертов и участников рынка, мелкие компании могут создавать препоны в работе более солидных компаний. В случае возникновения каких-либо форс-мажоров и проблем у туриста шансы того, что небольшая компания возместит финансовые потери и компенсирует неудавшийся отдых, стремятся к нулю. У них попросту нет свободных средств, а бизнес работает «в кредит». К тому же небольшие компании не ставят в приоритет сохранение клиентской базы, в отличие от более крупных.

Наметилась еще одна тенденция. По разным причинам турагентства нередко закрываются. На их месте появляются новые организации, зачастую во главе с директором и командой закрывшейся компании. Новые компании имеют либо узнаваемые знаки или название, созвучное с известными и раскрученными игроками туристического рынка. Нередко клиенты таких т. н. тур-агентств-«подснежников» остаются недовольны. Известно немало случаев, когда клиенты и вовсе теряют деньги (см. «Хронограф» №7 (451) от 04.03.13). Данный факт негативно сказывается на всем туристическом рынке в целом.

4-5 апреля в Самаре прошла III Международная специализированная выставка «ТурИндустрия-2013». Мероприятие можно расценивать как открытие сезона. На выставке были представлены несколько десятков туркомпаний. Участники выставки попытались максимально обозначить себя. Некоторые компании заявили о т. н. эксклюзиве в виде туров из Самары по новым направлениям. Однако такой прием можно считать не более чем маркетинговым ходом.

Оказание туруслуг сомнительного качества в мае может отразиться на их востребованности летом
Оказание туруслуг сомнительного качества в мае может отразиться на их востребованности летом

Субъекты туристического бизнеса, представленного в Самарской обл., в большинстве своем ориентированы на выездной сектор туруслуг. Как отмечают специалисты туристического рынка, многие туроператоры начали анонсировать свои программы и предложения еще в конце прошлого года, более того, активно продавать путевки по ряду направлений, включая те места, где на сегодня сложилась нестабильная экономическая ситуация. Также активно идет досрочная продажа по направлениям с нестабильной политической обстановкой, что способно оказывать негативное воздействие на потенциальных туристов. Однако на тех, кто уже приобрел тур в такие потенциально проблемные направления, как показывает практика, это мало влияет на решение выехать. По окончании пика первомайского сезона именно эта группа лиц может стать потенциальным транслятором другой, куда более проблемной для российской туриндустрии проблемы.

Известно, что организаторы выездов туристов за рубеж существенно зависят от качества и четкости работы главного перевозчика туристов — авиалинии. Сбои в работе авиакомпаний в разы становятся заметными именно в период пиков туристической активности. Другими словами, кратный наплыв клиентов в традиционный пиковый сезон позволяет одним авиаперевозчикам принять средства и уйти в банкротство, другим авиаперевозчикам -иметь проблемы с недовольными гражданами, а отсюда набор негативных впечатлений об итогах отдыха у людей, которые в момент покупки тура контактировали именно с продавцом тура, а не с авиакомпанией. Опыт августа-сентября 2012 г. многое может в этом плане подтвердить.

Но есть один момент. Нынешний пиковый весенний сезон хронологически находится рядом с началом более продолжительного пикового летнего сезона. Это обусловлено традиционными летними отпусками и общероссийскими выходными в мае.

Следовательно, негатив, полученный за счет трансляции от лиц, оказавшихся в чем-то недовольными поездкой в мае, может серьезно повлиять на уровень доверия тех, кто намеревался вложиться в аналогичного рода проекты отдыха в летом.

Есть и другой, не менее тревожный аспект, который просто обязывает взглянуть на перспективу предстоящего сезона с еще одного мало изученного для большинства приобретателей туров ракурса. Те, кто купил «отдых» в период пикового майского сезона, может столкнуться с проблемами, которые будут носить характер, в т. ч. не связанный с негативной экономической или политической ситуацией в принимающих странах.

Несмотря на динамичный рост туристического бизнеса, современная экономическая среда, в которой функционируют туристические компании, характеризуется как высокой степенью неопределенности, так и высокой степенью риска. В сложные для рынка моменты даже крупные международные компании не в состоянии справиться с ситуацией и терпят крах. Такие происшествия усугубляют апокалипсические настроения на рынке, особенно когда дела в целом идут хуже, чем ожидалось, и владельцам компаний, испытывающих проблемы, уже совершенно не приходится надеяться на чудо.

Другой немаловажный вопрос, с которым приходится сталкиваться клиентам туристических компаний, это нарушение прав потребителей. Некоторые туристические компании предлагают клиентам заключать договоры, в которых содержатся условия, ущемляющие права потребителей. Чаще это происходит с организациями, работающими на правах агента. В таком случае договор на турпродукт и его условия становится для них как данное от оператора.

В настоящее время дебаты разворачиваются еще по поводу создания фонда «Турпомощь», нацеленного на аккумуляцию финансовых средств для разрешения форс-мажоров, связанных с туристами. Туркомпании должны внести в фонд сумму в размере 100 тыс р. Однако далеко не все компании восприняли эти инициативы положительно.