Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (454) | 25 марта 2013г.
 

Оплачено!

Появились новые подробности об информационной войне против ТоАЗа

ИА «Центр-Инфо»

На прошлой неделе некая группа поддержки движения Anonymous распространила в сети информацию, касающуюся ситуации вокруг ОАО «Тольяттиазот». Действия этих анонимных источников можно расценить как попытку обратить внимание общественности на то, что ТоАЗ уже дано сделали объектом проплаченной информационной войны. Они заявили, что им удалось вскрыть электронную почту лиц, участвовавших в размещении негативных материалов о деятельности ТоАЗа, и таким образом получить доказательства того, что у этих информационных материалов есть заказчик, который оплачивал их размещение.

Информационная война, развернутая против ТоАЗа, похоже, начала выходить на новый этап. Судя по всему, у защитников ТоАЗа появились независимые сторонники, которые назвали себя группой поддержки движения Anonymous. Они осуществили рассылку сообщений о своей деятельности. В этих сообщениях говорится: «На днях мы, самарская группа сторонников движения Anonymous, предприняли две попытки распространения тайной переписки пиарщиков, в которой речь идет о масштабной и дорогостоящей кампании по оболваниванию людей в интересах какого-то очередного жадного олигарха. Там есть все факты -фамилии, названия изданий, суммы, счета, отчеты для заказчика и т. п. Однако в первый раз размещенная информация была уничтожена в течение нескольких часов, а во второй — в течение нескольких дней. Постоянное удаление публикуемых нами материалов подтверждает их существенную значимость. Дополнив объем переписки, мы предпринимаем третью попытку обнародования. В переписке речь идет о распространении «чернухи» против одного крупного местного завода — «Тольяттиазот». Хотим пояснить, что нам не важен завод сам по себе. Мы — не за и не против этого предприятия, мы не считаем его гордостью региона или, тем более, национальным достоянием. Мы делаем свое дело и обнародуем правду. Мы допускаем, что некие силы и в этот раз попытаются нам помешать. Но это нас не остановит. В ближайшее время мы опубликуем весь объем переписки, с тем чтобы пользователи Сети узнали всю правду и ни у кого не было никаких иллюзий по поводу серьезности наших намерений. Мы считаем, что Интернет — это территория свободы, открытая для всех.

Мы будем защищать эту территорию от посягательств олигархов, бюрократов и политиканов, мы будем вскрывать любые попытки запретов и манипуляций в Сети. Наше оружие — правда и знание, которые позволят свободным пользователям Сети понимать суть событий и принимать правильные независимые решения. Мы действуем здесь и сейчас». К этому письму они приложили ряд ссылок. Осуществив вход по этим ссылкам, можно было обнаружить нечто похожее на электронную переписку. Примечательно и то, что спустя какое-то время информация по этим ссылкам действительно исчезала.

Данный факт действительно можно было расценить как попытку неких сил скрыть то, что, с подачи группы поддержки движения Anonymous, получило огласку. Сообщения содержали изображения, оформленные так, как обычно выглядит открытая страничка электронной почты. Здесь важно отметить, что данный ресурс выводил не на саму почту того или иного лица, а лишь содержал изображение, похожее на почтовое сообщение. Таких изображений было более сотни. В основном в них шло обсуждение расценок за публикацию о ТоАЗе негативного толка. «Заказчик» предлагал тему, потенциальный «исполнитель» называл цену. Где-то шло обсуждение механизмов оплаты, где-то — порядок оплаты. Назывались имена существующих в реальности СМИ. Все это создавало впечатление полной достоверности заявлений группы поддержки движения Anonymous.

Те, кто еще совсем недавно отмечал заказной характер развернутой против ТоАЗа информационной войны, получили дополнительный аргумент в пользу своих заявлений. Если это так, то подобная работа могла вылиться ее заказчику в существенную сумму. Логично задаться вопросом: ради чего тратятся деньги на распространение против ТоАЗа негативной информации? Какую выгоду может преследовать заказчик? Ответ может быть один: получение более существенной финансовой выгоды от организации такого давления на предприятие.

Скорее всего, черные пиарщики могли таким образом обеспечивать информационную поддержку уголовных дел, возбужденных в отношении ТоАЗа по заявлениям Уралхима. Помимо лживых материалов о «тоазовских преступлениях» и открытых писем к руководству Следственного комитета РФ,

на сайты регулярно сбрасывалась «инфа» об обысках, которые проводились в компании.

Информационная война против ТоАЗа сопровождалась запугиванием горожан лживыми угрозами. Обеспокоенные этим, представители общественности города, в т. ч. ветераны, женщины, религиозные служители, обратились к органам власти с просьбой остановить эту кампанию. В ответ черными пиарщиками в массовом порядке было растиражировано лживое сообщение о том, что геи поддержали ТоАЗ. Для дискредитации ТоАЗа неоднократно вбрасывалась ложь о поддержке заводом российской оппозиции, о политическом союзе руководства ТоАЗа с Березовским, о финансировании оппозиционного телеканала и т. д.

Многократно на сайты просачивалась ложь о покупке руководством ТоАЗа зарубежного футбольного клуба и отеля. Это продолжалось, несмотря на многочисленные официальные опровержения ТоАЗа. Для дискредитации ТоАЗа активно использовалась тема возможных производственных аварий на заводе. Местных жителей запугивали «второй Фукусимой» и другими подобными ужастиками.

В начале октября трудовой коллектив ТоАЗа провел митинг в защиту традиционных российских ценностей. Митинг вызвал широкий общественный резонанс, после чего черные пиарщики разместили лживые материалы о митинге. Неоднократно вбрасывались несуществующие заявления от имени руководителей ТоАЗа. В частности, после каждого интервью председателя совета директоров ТоАЗа Сергея Махлая появлялись сообщения с несуществующими выдержками из этих интервью. Причем это далеко не полный перечень тем, за которые заказчик информационной войны против ТоАЗа был готов платить деньги.

Развертыванию информационной войны предшествовала череда различных судебных споров, инициированных миноритарными акционерами ТоАЗа в лице ОАО ОХК «Уралхим» и иностранной компанией «Евротоаз лимитед». Проигрыш в судах, видимо, заставил модераторов сменить тактику.