Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (454) | 25 марта 2013г.
 

Управлять будет РЖД

Условия, созданные ВУТ на Химической, не устраивают все большее количество лиц

Илья Ширтанов

На прошлой неделе «Хронографу» стало известно, что ОАО «РЖД» всерьез занялось наведением порядка на ст. Химической в промзоне Центрального р-на г. Тольятти. Данный железнодорожный узел можно считать территорией повышенного риска, поскольку именно через него проходит большое количество опасных химических грузов. Тем не менее по каким-то причинам управление станцией оказалось в ведении частной структуры ОАО «ВолгоУралТранс» (ВУТ). В настоящее время РЖД предпринимает меры для введения собственного диспетчерского управления на ст. Химической.

Уездная монополия

Около двух месяцев назад на должность начальника ст. Жигулевское Море Куйбышевской ж/д был назначен Олег Войтенко. До него станцией руководил Вячеслав Шкилев. Именно при Шкилеве можно было наблюдать, как среди компаний -ж/д перевозчиков начал разгораться конфликт. Речь идет о ситуации на ст. Химической, которая является тарифным пунктом и парком ст. Жигулевское Море. Как стало известно, фирма ВУТ на этом узле смогла обеспечить себе ключевое положение, приняв на себя право управлять Химической.

По рассказу директора компании ООО «ТольяттиТрансСервис» (ТТС) Аркадия Крюкова, речь можно вести не только об экономической составляющей, которую стал диктовать ВУТ, но и об обеспечении безопасности на Химической. Тем не менее, по версии Аркадия Крюкова, не являясь владельцем всей инфраструктуры, ВУТ пытается взыскивать по своим тарифам денежные средства с контрагентов за подачу, уборку и маневровые передвижения, которые в разы превышают ставки РЖД.

Слова Крюкова подтвердил генеральный директор ОАО «Волгоцеммаш» Андрей Зинкевич. В ответе на запрос «Хронографа» Зинкевич сообщил: «Между ОАО «Волгоцеммаш» и ОАО «ВолгоУралТранс» заключен договор на подачу/уборку вагонов. Тариф на услуги ОАО «ВолгоУралТранс» завышен непомерно: с 2008 по 2012 гг. он вырос более чем в два раза (с 2940 до 6250 р. без НДС), в то время как тариф РЖД на ту же услугу в 2013 г. составляет 2980 р. Но в настоящее время ОАО «ВолгоУралТранс» является монополистом на путях до ст. Химической».

Андрей Зинкевич указывает: «ОАО «Волгоцеммаш» планировало осуществлять подачу/уборку вагонов силами ООО «ТольяттиТрансСервис» как альтернативу ОАО «ВолгоУралТранс». Но ООО «ТольяттиТрансСервис» до сих пор не может получить выход на ст. Химическую». Получается, что на Химической создалась такая ситуация, когда не только конкуренты ВУТ могут быть ограничены в своих планах, но и конечный грузополучатель фактически вынужден переплачивать за услуги ж/д перевозок.

Каким образом подобные обстоятельства сказываются на работе завода — отметил Андрей Зинкевич. «Очень высокие тарифы на услуги ОАО «ВолгоУралТранс», безусловно, отрицательно отражаются на финансово-экономических результатах деятельности ОАО «Волгоцеммаш». Учитывая, что предприятие в настоящий момент находится в крайне тяжелом финансовом положении, иного выхода на ст. Химическаую, как через ОАО «ВолгоУралТранс», не имеет, оно вынуждено нести дополнительные затраты на доставку материалов и отгрузку свой продукции».

В РЖД решили вернуть свои позиции на станции Химической
В РЖД решили вернуть свои позиции на станции Химической

Однако, по мнению Олега Войтенко, РЖД не должны оставаться в стороне: «Мы такая же коммерческая организация. Вполне возможно, что РЖД предложат свои услуги. Мы также можем заниматься подачей-уборкой вагонов. У нас будет составитель, будет тепловоз. Проведем расчеты: если это направление будет экономически выгодным, то почему бы этим не заниматься?»

Занялась прокуратура

Между тем проведенная прокурорская проверка показала, что «на основании техническо- распорядительного акта ст. Химической, 27.04.2004, утвержденного начальником отдела перевозок Самарского отделения КБШ ж. д. Филимоновым СМ. и Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на ж.д. пути ст. Химической», утвержденной в 2004 г. начальником Самарского отделения Куйбышевской ж. д. Кутумовым В.М. и директором ОАО «ВУТ» Третьяковым Г.М., прием, отправление поездов, управление стрелочными переводами и сигналами осуществляет диспетчер ОАО «ВУТ», обслуживание ст. Химической производится работниками и тепловозом ОАО «ВУТ».

Параллельно заместитель Куйбышевского транспортного прокурора Максим Литвин отмечает: «В нарушение п. 13 Инструкции по составлению технико-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» 15.03.2005 №ХЗ-3801) полная выверка содержания ТРА ст. Химической ежегодно не проводилась, т. е. не проверялось соответствие ТРА и приложений фактическому состоянию технических средств и технологии работы станции, наличие необходимых изменений и дополнений, которые должны быть внесены в течение минувшего года при возникновении соответствующих оснований».

Кроме того, Максим Литвин уточнил: «Фактически безопасное движение на рассматриваемом объекте организуется ОАО «ВУТ», что подтверждается ТРА и эксплуатационной инструкцией ст. Химической, однако ответственность за безопасность лежит на ОАО «РЖД» как владельце инфраструктуры». Соответственно, РЖД может не только недополучать доход от действии ОАО «ВУТ», но и нести ответственность в случае возникновения внештатных ситуаций.

Ожидается, что в ближайшее время ситуация должна измениться в корне. По словам Олега Войтенко, последнее совещание по Химической было проведено 19 марта. На это заседание был приглашен технический директор ВУТ Павел Добровольский. «Были заданы вопросы о предоставлении документов на право собственности стрелочных переводов, путей, здания, на которые претендует ВолгоУралТранс», — сообщил Олег Войтенко. Однако, по всей видимости, руководство ВУТ не заинтересовано в скорейшей передаче диспетчерских функций по ст. Химической в РЖД. «Ответ звучал таким образом, что они предоставят документы только по официальному запросу. Мы не можем в одностороннем порядке безосновательно разрывать отношения с ВолгоУралТрансом, поэтому ситуация несколько стопорится», — рассказал Олег Войтенко.

Нынешний начальник ст. Жигулевское Море указал на странности, которые возникли в ходе разбирательств с ВУТ. «В ВолгоУралТрансе говорят, что у них есть права на 19 и 20 стрелки, который можно назвать доминирующими. У нас в дистанции путей есть свидетельства, что эти стрелочные переводы принадлежат РЖД. Документы официальные есть. Как у них, по их словам, мог оказаться такой же документ, я думаю, прокуратура разберется окончательно», — считает Олег Войтенко. Не совсем понятно, почему предшественник Войтенко на ст. Жигулевское Море Вячеслав Шкилев публично не задавался этим вопросом.

РЖД разрешает ситуацию

Известно и то, что ОАО «ВУТ» построило здание на прилегающей к ж/д путям территории. Руководитель департамента градостроительной деятельности мэрии г. о. Тольятти Сергей Арзамасцев сообщил «Хронографу»: «По вопросу строительства объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09: 302053:638 сообщаю. Информация о строительстве указанного объекта капитального строительства в департаменте градостроительной деятельности мэрии г. о. Тольятти отсутствует.

В ответ на запрос «Хронографа» прокурор Центрального р-на г. Тольятти Александр Казанцев предоставил следующую информацию: «ОАО «ВолгоУралТранс» использует здание на ул. Ларина, 146, в качестве диспетчерского пункта, т.е. для организации деятельности железнодорожной станции, в связи с чем данный объект относится к объектам транспортной инфраструктуры».

Однако, учитывая слова Арзамацева, можно сделать вывод, что указанное здание могло быть построено незаконно. Если это так, то ВУТ вряд ли мог ввести объект в эксплуатацию и, соответственно, не мог на законных основаниях использовать его в качестве диспетчерского пункта. В настоящее время «Хронографом» были разосланы запросы с целью уточнения информации по поводу того, на каком основании ВУТ мог использовать на ст. Химической такие ресурсы, как вода, природный газ, электрическая энергия. Как указывалось выше, еще не закрыт вопрос о том, какая часть инфраструктуры на ст. Химической принадлежит ВУТ. Но со слов начальника ст. Жигулевское Море можно понять, что в ближайшее время диспетчеризацию на ст. Химической начнут осуществлять РЖД. «Решено временно установить модульное здание для размещения в нем диспетчерского пункта РЖД и персонала. Пульт управления у нас свой, нужно только перенести отвод оттуда, где он сейчас, к своему пульту. В настоящее время решается вопрос с землей, подготовлены запросы в мэрию Тольятти», — отметил Олег Войтенко.

Комментарии

Олег ВОЙТЕНКО, начальник ст. Жигулевское Море КБШ ж/д

- За время моей работы в должности начальника станции было проведено уже два совещания у заместителя начальника Куйбышевской дороги по Самарскому региону. Речь велась о ситуации на станции Химической. Это совещание проводились по поручению начальника дороги. Однозначно, руководство дороги хочет навести порядок на Химической. На станции будет присутствовать персонал ОАО «РЖД», который будет руководить маневрами и отвечать безопасность.