Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (454) | 25 марта 2013г.
 

Основатель традиции

Претензии к сызранскому ДОСААФ предъявлялись неоднократно

Георгий Кизельгур

22 марта получила развитие ситуация вокруг вопроса качества подготовки водителей в автошколах Сызрани. В частности, подтвердилась информация о прекращении действия лицензии Учебного центра ООО «Ритм», о претензиях контролирующих органов к другим автошколам. Причем в числе нарушителей не в первый раз оказывается НОУ НПО Сызранской автомобильной школы Самарского областного совета РОСТО (ДОСААФ). Руководителем ее является Владимир ГОЛИКОВ.

Слабая подготовка водителей негативно отражается на общей безопасности движения, несет непосредственную опасность для других его участников. Значительное число дорожно-транспортных происшествий в Самарской обл. (и в частности, в Сызрани) совершается водителями, практический стаж которых составляет менее двух лет. Фактически это вчерашние выпускники автошкол. Это поднимает проблему слабой подготовки курсантов. Вряд

ли случайно большая их часть не может с первого раза сдать после обучения экзамен. До последнего времени в Сызрани обучение водителей категории «В» вели около полутора десятков автошкол.

Весьма показательная статистика в этом отношении приводится на официальном сайте ГИБДД Самарской обл. Так, низок процент сдачи экзаменов в 2012 г. в НОУ, например, в ДОСААФ, НОУ ДПО «Альянс-Авто», в сызранском филиале Самарского областного учебного комбината (СОУК). СОУК руководит Александр Бочкарев, «Альянс-Авто» возглавляет Елена Закирова (см. «Хронограф» №8 (452) от 11.03.13).

Начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по Самарской обл. Игорь Антонов сообщил «Хронографу»: «Низкие показатели сдачи курсантами квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции связаны с неудовлетворительным качеством подготовки кандидатов в водители в автошколах. Это обусловлено тем, что современные программы обучения в автошколах содержат минимальный объем требований к образовательному процессу, который не отвечает порядку организации и проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, а также современной организации и интенсивности дорожного движения».

Площадка ДОСААФ выглядит неубедительно
Площадка ДОСААФ выглядит неубедительно

По данным официального источника администрации г. о. Сызрань, в «Ритме» и АНО ДПО «Альянс-Обучение» из-за отсутствия контингента обучающихся образовательный процесс по категории «В» приостановлен. По информации департамента информационной политики администрации губернатора Самарской обл. (департамент), по состоянию на 20 марта 2013 г. лицензии Министерства образования и науки Самарской обл. на осуществление образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств в Сызрани остались у десяти организаций.

По данным департамента, в 2009-2012 гг. министерством проведено 11 плановых и внеплановых проверок выполнения лицензионных требований и условий образовательными учреждениями, расположенными на территории Сызрани. В 2009 г. министерством были выявлены нарушения в НОУ Учебный центр «Старт» и ДОСААФ. В 2010 г. — вновь у того же «Старта». Причем, несмотря на предписание об устранении нарушений, «Старт» их не устранил. Действие лицензии было приостановлено на два месяца. Также были выявлены нарушения и в СОУК.

В 2011 г. в связи с неустранением нарушений было прекращено действие лицензии «Ритма». В 2012 г. предписания об устранении нарушений были выданы «Альянс-Авто» и вновь ДОСААФ.

Безусловно, не у всех автошкол возникают подобные проблемы. Для сравнения: после проверки НОУ Автошкола «Фортуна Плюс» организации был выдан документ об отсутствии нарушений. Игорь Антонов сообщил «Хронографу»: «Как показывает практика, в настоящее время курсанты автошкол, в которых практическое обучение ведется на автоматизированных автодромах, допускают при приеме практических этапов квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами значительно меньше ошибок,

т. к. обладают уверенными навыками управления транспортными средствами». В «Фортуне Плюс» такой автодром имеется.

Игорь Антонов сообщил «Хронографу»: «Одним из неблагоприятных факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся, является также невыполнение учебными организациями лицензионных требований: отсутствие необходимого оборудования, автомобилей, площадок, квалифицированных специалистов... Указанные факторы влияют на организацию квалификационных экзаменов, способствуют увеличению количества выпускников автошкол, не сдавших квалификационные экзамены».

Несложно заметить, какие автошколы уже традиционно оказываются среди нарушителей. Вполне закономерно еще раз поставить вопрос о качестве подготовки ими курсантов. В частности, не исключено, что в дальнейшем может быть рассмотрен вариант и о прекращении действия лицензии автошкол.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь АНТОНОВ, начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по Самарской обл.

- В числе приоритетных мероприятий, способствующих пресечению нарушений автошколами требований и условий лицензий, а также повышению качества подготовки кандидатов в водители, необходимо отметить следующие мероприятия: введение правовой регламентации понятия «Автодром» и включение его в положение действующего законодательства об образовательной деятельности; переработка программ подготовки водителей в части увеличения количества часов практического обучения (вождения) и их адаптация к современным условиям дорожного движения; введение ответственности автошкол за некачественное обучение, введение электронных систем организации и приема квалификационных экзаменов в ГИБДД, исключающих человеческий фактор, одной из которых является автоматизированный автодром.