Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (454) | 25 марта 2013г.
 

Мифы и реальность ЖКХ

Перед выборами в Думу г. о. Тольятти вновь разыгрывают карту УК

Борис Кротов

Телевизионные каналы, Интернет и газеты заполнили эмоциональные рассказы о высоких тарифах за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), виновниками которых называют управляющие компании (УК). Отстраняясь от мнений порой ангажированных критиков о небывалом воровстве УК, хотелось бы спокойно разобраться в сложившейся ситуации.

Отделить зерна от плевел

Для начала разделим обобщенное понятие «жилищно-коммунальные услуги» на две естественные составляющие: жилищные услуги и коммунальные услуги. Жилищные услуги оказывают УК многоквартирных домов (МКД). В них входит содержание и ремонт МКД. Что касается г. о. Тольятти, то тарифы на содержание и ремонт МКД устанавливались муниципалитетом.

Коммунальные услуги -это поставки энергоресурсов: водопотребление и водоотведение, электроэнергия, тепловая энергия (отопление и подогрев воды), газоснабжение. Их осуществляют ресурсо-снабжающие организации (РСО). Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются областным правительством. УК в самом процессе оказания коммунальных услуг не участвуют, они только производят начисления и сбор средств с жителей за коммунальные услуги. При этом собранные средства, в соответствии с законодательством РФ, полностью перечисляются соответствующим РСО в течение суток. В ином случае УК подвергаются штрафным санкциям. Возможны и вопросы со стороны правоохранительных органов.

К сожалению, жители не особенно пытаются вникать в эти нюансы. Им важнее другое: конечная стоимость всех услуг. Однако в этом вопросе обобщение и приводит к неадекватным выводам, поэтому ситуацию необходимо рассматривать, не сваливая все в общий котел и не поддаваясь эмоциям. В частности, напрашивается элементарный сравнительный анализ роста тарифов на ЖКУ, причем с учетом инфляционных процессов. Для учета инфляции можно провести сравнение с официальным индексом инфляции и ростом стоимости потребительской корзины, хотя это и не самые надежные ориентиры.

Скрылись за выгодой

Рост тарифов и цен в посткризисные годы наглядно отражен в графике №1. Данные за 2013 г. по размерам инфляции, потребительской корзины, средней зарплаты по г. о. Тольятти, а также по цене бензина даны по прогнозам, размещенным в средствах массовой информации.

Тарифы на 2013 г. размещены на соответствующих официальных сайтах. За базу расчетов взяты тарифы и цены конца 2009 г. Номинальное повышение тарифов за весь период 2009-2013 гг. представлено в графике №2.

Как видно из графиков, максимальный рост тарифов за последние пять лет наблюдался у энергоресурсов, связанных с газом: газа и тепловой энергии (отопления). Несколько медленнее росли пенсии и средние зарплаты. Практически одинаковый рост наблюдался в ценах на бензин и электроэнергию, тарифах на воду и водоотведение.

Учитывая известное всем повышение цен на основные потребительские товары при каждом повышении размеров трудовых пенсий, а также росте тарифов на коммунальные услуги, можно с уверенностью утверждать о среднем повышении цен на все товары за прошедшие пять лет в пределах 50-60%.

Рост цен и тарифов значительно превышал размеры официальных параметров инфляционных процессов и рост стоимости потребительской корзины. Исключение составили только тарифы на жилищные услуги (содержание и ремонт МКД) и связанную с ними зарплату работников УК — они росли почти вдвое медленнее инфляции и потребительской корзины, не говоря уже о тарифах на коммунальные услуги.

Цифры недвусмысленно и четко говорят, что все обвинения в повышении тарифов в адрес УК, и тольяттинских в частности, не просто голословны — они верны с точностью до наоборот. Все последние годы происходит планомерное и последовательное снижение реальных тарифов на содержание и ремонт жилых домов. Это подтверждает и снижение доли жилищных услуг в платежках жителей. Так, по данным Росстата, в 1993 г. жители тратили на содержание МКД (причем без ремонта) 75% от расходов на ЖКУ, а на коммунальные ресурсы только 25%. В 2011 г., поданным мэрии Тольятти, эти расходы (уже с ремонтом) делились в соотношении 19/81% в пользу РСО, ас середины 2013 г. на жилищные услуги будет расходоваться только 15% от всех платежей за ЖКУ. В результате этого уже сегодня размер тарифов на содержание и ремонт МКД в 2,5-3 раза ниже экономически обоснованных норм.

Несложно заметить, что чем выше становились тарифы РСО, тем более масштабным становилось распространение разнообразной информации негативного толка в отношении УК.

Напрашивался вывод, что кому-то эта массированная атака должна быть выгодна. С учетом непредвзятого анализа темпов роста стоимости жилищных услуг и тарифов РСО, а также отсутствия сколько-нибудь значительных конфликтов между УК и РСО напрашивается вывод, что выгодоприобретателями таких вбросов информации могут быть только политики, повышающие свой рейтинг на волне разоблачений. РСО они затрагивать побаиваются, а вот УК кажутся беззащитными. И действительно, массовые компании против УК всегда совпадают с избирательными кампаниями в городе и регионе. «Борцы за права жителей» въезжают в новый кабинет, информационная война затихает, а жителям вместе с сотрудниками УК остается только «считать раны».

Достигли дна

Сегодня фактически достигнуто дно многолетнего процесса. УК еле сводят концы с концами. Зарплата работников самых массовых профессий в УК -дворников и уборщиц -вдвое ниже пенсий, не говоря уже о средних зарплатах по городу. Начальники подразделений получают половину от средней городской зарплаты. Размер зарплат настолько низкий, что уже появились работники УК, обращающиеся в мэрию за субсидиями по причине низкого дохода. И даже при этом на оплату труда тратится 75% всего дохода УК. Львиная часть от оставшихся 25% тратится на арендные платежи, инструменты и содержание производственной техники. На строительные материалы остаются просто крохи, не позволяющие сделать сколько-нибудь качественный ремонт.

Снижение оплаты жилищных услуг компенсируют... увеличением обязанностей УК. Сбор энергосберегающих ламп, уход за зелеными насаждениями, составление новых и новых отчетов, многократное увеличение проверок — на все требуются средства и люди, но никакого повышения тарифов для выполнения этих работ мэрия не предусматривала. Из года в год тариф на содержание и ремонт увеличивается меньше, чем наполовину от роста тарифов РСО. При этом то, что первичные тарифы изначально не соответствовали реальным затратам на дома разных типов, даже не обсуждалось. Прогноз специалистов неутешителен: если имеющийся дисбаланс не будет устранен в ближайшие один-два года, в городе останутся только УК с «инновационным» подходом к работе — набрать с жителей побольше денег и исчезнуть.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.