Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Жонглеры цифрами

На АВТОВАЗе гордятся ростом продаж всего на 3 тысячи автомобилей

Сейдамет Абреков

3 и 5 декабря ОАО «АВТОВАЗ» раскрыло информацию об итогах продаж за ноябрь 2012 г. и показателях продаж по итогам 11 месяцев 2012 г. В раскрытой информации подчиненные директора по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игоря БУРЕНКОВА, судя по всему, пытаются жонглировать цифрами и понятиями. К примеру, обращать внимание потребителей на второстепенные показатели. Если же проанализировать продажи на основании официальной отчетности АВТОВАЗа, то картина получится далеко не такой радостной, как ее пытаются представить люди Буренкова. По итогам 2012 г. АВТОВАЗ может продать более чем на 100 тыс. автомобилей меньше, чем в 2011 г.

В раскрытой АВТОВАЗом информации не дается сравнения продаж по итогам 11 месяцев 2012 г. с аналогичным периодом прошлого года. При этом делаются акценты на второстепенных показателях. «В ноябре 2012 г. дилеры LADA продали 7 399 LADA Samara — на 71% больше, чем в октябре», — заявляет пресс-центр АВТОВАЗа. Пресс-центр АВТОВАЗа находится в зоне ответственности директора по внешним связям Игоря Буренкова. Нетрудно подсчитать, что речь идет о росте в абсолютном значении по сравнению с октябрем 2012 г. всего примерно на 3 тыс. автомобилей. Более того, рост мог быть достигнут только лишь благодаря маркетинговому решению -предоставлению скидки на модели LADA Samara. До конца 2012 г. автомобили этого семейства можно купить на 20 тыс. р. дешевле.

Что же касается общего объема продаж, то в ноябре 2012 г. АВТОВАЗ, согласно данным пресс-центра компании, продал 50 964 автомобиля LADA. «На 3,2% больше, чем в ноябре 2011 г.», — констатирует пресс-центр. Однако необходимо напомнить, что ноябрь 2011 г. стал для АВТОВАЗа одним из самых неуспешных месяцев за последнее время в плане продаж. Поэтому с учетом того, что в ноябре 2011г. продажи сильно упали, вряд ли рост на 3,2% от низкого показателя стоит считать достижением.

При ознакомлении с пресс-релизами АВТОВАЗа о промежуточных итогах выпуска и продаж готовых автомобилей можно обнаружить то, что подпадает под понятие «игра цифр». Так, например, в одном из пресс-релизов говорится:

«Всего за 11 месяцев 2012 г. АВТОВАЗ продал 559 305 автомобилей LADA». Далее приводятся показатели в разрезе моделей. Но при сложении данных по моделям выясняется, что за 11 месяцев 2012 г. было продано чуть более 494 тыс. автомобилей. Из этого следует, что фраза «АВТОВАЗ продал 559 305 автомобилей LADA» означает сумму готовых автомобилей и машинокомплектов. Остается лишь догадываться, что, умолчав в пресс-релизе о 494 тыс. готовых автомобилей, его составители хотели отвлечь внимание общественности более крупной цифрой. Но не только эта особенность заставила задуматься о непростой задаче, которая стояла перед людьми Буренкова при составлении с виду красочной отчетности. В указанном пресс-релизе почему-то не было дано сравнения с аналогичным периодом прошлого года, который мог бы дать более объективную картину.

Если же оттолкнуться от данных АВТОВАЗа, раскрытых в годовом отчете за 2011 г., то можно узнать, что всего компания по итогам 2011 г. реализовала 613 151 автомобиль и 127 251 машинокомплектов. Таким образом, общий объем продаж по итогам 2011 г. составил около 740 тыс. Чтобы превысить этот показатель, АВТОВАЗу необходимо реализовать по итогам декабря 2012 г. более 180 тыс. автомобилей и машинокомплектов. На практике это совершенно невозможно. Судя по всему, чтобы хоть как-то скрасить нерадостную картину с продажами на АВТОВАЗе, решили действовать за счет скидки на автомобили LADA Samara.

На фоне происходящего сотрудники АВТОВАЗа сообщают редакции «Хронографа» о том, что работникам конвейера в декабре начали снижать количество рабочего времени. Точнее речь о том, что теперь нет необходимости работать в выходные, сверхурочно и т. д. Причем рядовым сотрудникам АВТОВАЗа необходимость снизить трудовую активность объясняют тем, что якобы «народ сполна закупил автомобили во время программы утилизации». Хотя во время действия этой программы на АВТОВАЗе, в т. ч. в пресс-центре, не забывали рапортовать о высокой значимости программы для увеличения продаж. Выходит, что теперь АВТОВАЗ вынужден испытывать спад производства из-за действия программы утилизации, которая изначально была направлена именно на поддержку автозавода.

Еще не так давно все те же рядовые сотрудники АВТОВАЗа выходили на конвейер и в субботу, и в дополнительные часы. Т. е. в условиях невысоких продаж руководству АВТОВАЗа для каких-то целей понадобилось увеличить выработку. Скорее всего, причиной подобного стало желание обеспечить заказ производителям комплектующих. Скорее всего, это особенно касается предприятий, управляемых ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) либо дружественных ОАТ.

Не секрет, что в конце 2012 г. — начале 2013 г. пройдет ряд корпоративных изменений, в результате которых контрольный пакет акций ОАО «АВТОВАЗ» перейдет к структурам альянса Renault-Nissan. Соответственно, в массовом порядке на производство будут поставлены модели альянса. Очевидно, что альянс привлечет собственных производителей комплектующих. В результате стоит ожидать еще более значительного снижения продаж тех моделей, которые сегодня производятся на АВТОВАЗе. Это, в свою очередь, приведет к снижению заказа на производство комплектующих на предприятиях ОАТ и других компаниях, ориентированных на традиционные модели АВТОВАЗа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Планы производства на 2012 г. были озвучены официальными лицами АВТОВАЗа год назад. Тогда было заявлено, что в 2012 г. АВТОВАЗ произведет и продаст около 700 тыс. автомобилей и автокомплектов, включая экспорт. Эти планы актуальны и сегодня. В течение 2012 г. на АВТОВАЗе для автомобильного производства вводились рабочие субботы. В декабре дополнительные смены были предусмотрены для производства автомобилей на платформе ВО и для опытно-промышленного производства. При этом производство автомобилей на платформе ВО уже давно переведено с односменного на двухсменный график. Практически круглосуточно — в три смены — продолжает работать комплекс по выпуску LADA Kalina и LADA Granta.