Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Вылет Швидака

Бизнесмен покинул совет директоров ВБМ-Групп

ИА «Центр-Инфо»

4 декабря акционеры ОАО «ВБМ-Групп» вывели из совета директоров общества Александра ШВИДАКА. Вместе с другими решениями по новому составу совета это может означать снижение влияния бизнесмена на процесс принятия решений в холдинге. Инициатива по перестановкам, по одной из версий, принадлежит инвестиционному фонду Venture Investments&Yield Management L.L.P. (VIYM), под чьим контролем вскоре могут оказаться основные производственные активы ВБМ-Групп.

4 декабря 2012 г. внеочередное общее собрание акционеров ОАО «ВБМ-Групп» досрочно прекратило полномочия членов совета директоров компании и избрало совет директоров в новом составе. В результате этих действий орган управления покинули экс-министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Владислав Капустин, представитель инвестиционного фонда VIYM Дмитрий Степаненко (является начальником юридического отдела ООО «Ви Ай Уай Менеджмент». — Прим. авт.) и один из совладельцев ВБМ-Групп Александр Швидак. Новыми членами совета директоров ВБМ-Групп вместо трех вышеуказанных лиц стали Марат Матевосян из г. Москвы и прописанные в Санкт-Петербурге Алексей Андреев и Елена Матвеева. Исходя из списка аффилированных лиц ВБМ-Групп по состоянию на 30 сентября 2012 г. свои места в совете директоров сохранили петербуржец Алексей Глухов, москвичи Сергей Жданов и Святослав Поляков, а также генеральный директор холдинговой компании Роман Янушанец.

Таким образом, октябрьские прогнозы о предстоящих перестановках в руководстве ВБМ-Групп оправдались (см. «Хронограф» №36 (435) от 22.10.12). Главным событием можно считать выход из состава наблюдательного органа Александра Швидака,

который вместе с Вадимом Егиазаровым контролирует кипрский офшор Grossar Limited, владеющий 59,27% акций ВБМ-Групп. По сути, Швидаку пришлось голосовать против самого себя. С другой стороны, он мог вообще не принимать участия в голосовании по вопросам повестки собрания. В пользу этой версии говорит факт, что Швидак с 4 декабря прекратил являться аффилированным лицом ВБМ-Групп. Понятие аффилированности из ФЗ «Об акционерных обществах» позволяет предположить, что бизнесмен продал или передал принадлежащие ему доли в Grossar Limited и других офшорных акционерах ВБМ-Групп и утратил возможность оказывать какое-либо влияние на решения, принимаемые органами управления общества. Аналогичные подозрения уже возникали после августовского исчезновения из списка аффилированных лиц ОАО «Самарский подшипниковый завод» (СПЗ) ряда компаний, близких Швидаку (см. «Хронограф» №32 (431) от 24.09.12). Однако как в том, так и в другом случае можно наблюдать, что Швидак оставил для себя небольшой «мостик». В случае с СПЗ таковым, похоже, является поверенный нового единоличного акционера завода в лице «СПЗ Холдинг Лимитед» Дмитрий Тихонов, параллельно контролирующий 6,4% акций ОАО «Балтинвестбанк» (БИБ). Швидак, в свою очередь, через «Плата Групп Лимитед» владеет 17,68% акций БИБ. В совете же директоров ВБМ-Групп у Швидака остались вице-президент по финансам ОАО «Звезда-Энергетика» Алексей Глухов (свыше 80% акций предприятия принадлежит офшору Швидака «Лавенко Лимитед») и Янушанец. В этой связи причины решения акционеров ВБМ-Групп по Швидаку не до конца понятны. По одной из версий, он действительно решил отдать бизнес, например, Егиазарову, по другой — просто замаскировал свое присутствие в холдинге, чтобы не светиться перед кредиторами.

Весьма любопытен и выход из совета директоров ВБМ-Групп Дмитрия Степаненко, попавшего туда в августе 2011 г. по инициативе руководства фонда VIYM в России в лице братьев Виктора и Андрея Якуниных. Вполне возможно, что Степаненко уже выполнил поставленные перед ним задачи, подготовив почву для прихода в ВБМ-Групп инвесторов, продвигаемых Якуниными (см. «Хронограф» №36 (435) от 22.10.12).

Удаление из ВБМ-Групп Владислава Капустина может свидетельствовать о потере интереса к бизнесу холдинга со стороны семьи бывшего губернатора Самарской обл. Владимира Артякова, чьей креатурой считали Капустина. В то же время, учитывая дружеские отношения сына губернатора – Дмитрия Артякова — с сенатором Сергеем Мамедовым, говорить о его окончательном выходе из схемы с распределением доходов от реализации продукции заводов бурового холдинга сложно. Тем более что новым членом совета директоров ВБМ-Групп стал Марат Матевосян, по всей видимости, имеющий основания быть лояльным не только Мамедову, но и Швидаку (см. «Хронограф» №35 (434) от 15.10.12).

Корпоративная принадлежность и причины введения в совет директоров ВБМ-Групп Алексея Андреева и Елены Матвеевой пока неизвестны. Если они представляют интересы VIYM, то это может означать, что фонд все-таки принял решение войти в капитал ВБМ-Групп с приобретением, например, блокирующего пакета акций. Ранее в VIYM уже заявляли о ведении с бенефициарами ВБМ-Групп переговоров о совместной реализации некого проекта. Под «проектом» может подразумеваться уступка инвесторам в счет погашения долгов акций наиболее ценных предприятий бурового холдинга — ОАО «Волгабурмаш» и ОАО «Уралбурмаш».