Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Перевооружаются

ЕПК инвестирует средства в производство подшипников для перспективных двигателей нового поколения

Сергей Ромашов

В начале декабря на ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЗАЛ, Самара) пришла последняя партия фрезерных обрабатывающих центров американской фирмы HAAS. Таким образом, на заводе завершается модернизация сепараторного производства.

Авиастроение России, включая его двигателестроительный сегмент, переживает нелегкие времена. Без помощи властей всех уровней и серьезных финансовых вливаний сегодня предприятиям выживать достаточно сложно. В Самарской обл. создан аэрокосмический кластер. С приходом на пост губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина входящие в него предприятия обрели второе дыхание. ОАО «Авиакор» может получить заказ на производство полутора сотен самолетов АН-140, ОАО «Кузнецов» планирует значительно увеличить выпуск ракетных и авиационных двигателей. Между предприятиями ведутся переговоры о ремоторизации двигателя для грузовой модификации АН-140.

Но все эти разработки — наследие еще советских времен. Эксперты считают, что в настоящее время авиадвигателестроение России отстает от зарубежных конкурентов более чем на целое технологическое поколение. Для конкуренции на мировом рынке нужны прорывные технологии. В военной области ставки делаются на программу создания двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА. Альтернативы собственным работам в этой сфере для России просто нет — никто двигатель для современного боевого самолета не продаст.

Гражданская же программа — проектирование двигателя ПД-14 — призвана дать толчок российскому гражданскому авиамоторостроению. В реализации проекта авиадвигателя ПД-14 есть несколько особенностей. Одной из них является объединение под эгидой государства всех ведущих отраслевых НИИ и предприятий (в основном, входящих в ОДК), а также поставщиков комплектующих, узлов и агрегатов. Другой особенностью является то, что на сегодня проект ПД-14 впервые участвует в конкуренции с ведущей американской фирмой Pratt & Whitney. Самолеты семейства МС-21 будут предлагаться на мировом авиарынке с двумя типами двигателей: либо с отечественными ПД-14, либо с двигателями фирмы Pratt & Whitney no выбору заказчика самолета.

Государство в реализацию проекта вкладывает значительные средства: в Перми с нуля построен завод, на котором освоена технология нанесения керамических покрытий на детали горячей части двигателя. Идет техническое оснащение производства, построено несколько лабораторий для отработки технологии изготовления изделий из композиционных материалов, закуплено оборудование, которое позволяет изготавливать мотогондолу для двигателя, на 70% состоящую из самого современного стеклопластика. На новом оборудовании и на новых технологиях проектирования, производства и испытаний построен стенд ценой EUR 5 млн. Этот стенд один из самых оснащенных в мире.

Группа «Европейская подшипниковая компания» (ЕПК), куда входит ЗАП,

также инвестирует собственные средства в подшипники для перспективных двигателей. Совместно с двигателестроителями сотрудники ЦСКБ разработали новый подшипник с овальным наружным кольцом. Этот подшипник уже успешно прошел первые испытания. Современные авиационные подшипники имеют жесткие допуски по геометрии и вибрационным характеристикам. А старое оборудование этих требований обеспечить не может. Поэтому в ЕПК было принято решение о масштабной модернизации производства на ЗАПе. За последние годы самым современным оборудованием оснащены лаборатории завода, ведется плановая реновация станков с полной заменой «начинки», закупаются современные обрабатывающие центры. В прошлом году был приобретен обрабатывающий центр одного из лидеров станкостроительной индустрии в мире — немецкой компании EMAG. Станки такой точности используются на мировых автогигантах.

В России такое оборудование используется только в ЕПК. В этом году дополнительно закуплено 12 фрезерных центров американской компании HAAS. Современные станки значительно экономят время и ресурсы. За счет автоматизации процессов существенно сокращается количество операций и повышается качество обработки. Увеличивается и производительность труда, что особенно актуально при растущем портфеле заказов. Размер инвестиций ЕПК в модернизацию ОАО «ЗАП» за последние годы составил 460 млн р.