Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Виктор Полянский:

Губернатор намерен изменить жизнь региона к лучшему

Татьяна Никонорова

28 ноября губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН встретился с редакторами четырех телеканалов региона: ГТРК «Самара», ТРК «Губерния», ТРК «Скат» и ТРК «Терра». Диалог главы региона с представителями электронных СМИ длился 1,5 часа. Губернатор обозначил приоритетные задачи в отраслях, определяющих экономику и уровень жизни региона, рассказал о новых принципах финансирования муниципалитетов, затронул другие важные для губернии темы. Своими впечатлениями от этого диалога с «Хронографом» поделился заведующий кафедрой государственного и административного права СамГУ, председатель комиссии по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами Общественной палаты Самарской обл. Виктор ПОЛЯНСКИЙ.

- Виктор Владимирович, сейчас у глав муниципалитетов закончился отчетный период перед населением. Не так давно губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин дал большое интервью, в котором обозначил основные перспективы своей политики на ближайшее время, высказал свое отношение к основным проблемным отраслям экономики. Как вы оцениваете заданные тренды?

- Интервью я смотрел, меня интересовало отношение губернатора в самом широком смысле этого слова — не только к некому глобальному образованию — Самарской обл., но и к социальным, политическим, экономическим участникам нашей повседневной жизни. Конечно, интервью было объемным и достаточно насыщенным. Я приветствую такие формы информирования населения. Было важно от первоисточника услышать принципы, которые исповедует наш губернатор и в соответствии с которыми нам предстоит в дальнейшем оценивать изменения нашей жизни.

В какой-то степени восприятие информационных посылов губернатора шло в сопоставлении с опытом жизни вне рамок его управления нашей областью и в сопоставлении с укладом жизни в Мордовии, где Николай Иванович достаточно долго работал, где результаты его работы значимы и оценка им на федеральном государственном уровне дана высокая. В какой степени его опыт и умения дадут свои плоды в Самарской обл. — покажет время. Но начало, точка отсчета его работы, прямо скажем, вдохновляет.

-А именно?

- Во-первых, радует его здоровое отношение к такой отрасли, как строительство, причем как строительство дорог, так и объектов капитального строительства, жилья. Оно дает основания думать, что будет все дешевле, качественнее и в этом процессе не будет травмирующего фактора для населения. Травмирующего — значит, дающего для населения основания думать, что тут украли, здесь недоложили, а тут что-то снесли такое, что стоило бы сохранить. Одновременно у нас появилась надежда, что будет выстроена некая система контроля за идущими в эту сферу ресурсами — федеральными, областными и муниципальными. В конце концов бюджетные средства в первую очередь должны идти на пользу общества, а не тем структурам, которые имеют свою нишу в этом бизнесе. С моей точки зрения структуры, рассматривающие свою прямую деятельность исключительно через призму получения прибыли, должны серьезно пересмотреть свое отношение к той сфере, где они трудятся. Прибыль от строительства социально важных объектов должна быть разумной. Рачительное использование средств в этой сфере принесет большую отдачу для населения. Хочется надеяться на то, что произойдут позитивные изменения и в жилищной сфере, и в присущей этой отрасли проблематике. Спустя небольшое время после своего утверждения на посту губернатора Николай Иванович озвучил тревожную статистику по объемам средств, фактически украденных у т. н. обманутых дольщиков. По этому показателю наша область лидирует, по крайней мере в ПФО.

- Но проблема в настоящий момент решается, пусть и за счет бюджетных средств...

- Т. е. за счет кармана налогоплательщика. Конечно, людей, потерявших свои сбережения из-за недобросовестности застройщиков, невнимательности органов власти, вовремя не проконтролировавших процесс, очень жалко. Но мне кажется, должны существовать механизмы возврата средств с недобросовестных застройщиков. Это большая работа для правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, в какой-то степени органов законодательных. И вся система может работать при условии какого-то централизующего фактора. Как представляется, таким фактором может и должна стать позиция губернатора, которую должны претворять в жизнь его подчиненные, его ближний круг, люди, которым он доверяет. В этой связи трансформация управленческой команды, скажем так, обнадеживает.

Государство должно предусмотреть такие условия участия в долевом строительство, чтобы застройщики не имели возможности манипулировать деньгами, полученными от участников долевого строительства. Здесь требуется совокупность усилий: от законотворческой деятельности до искового производства в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, работа правоохранительных органов и надзорного ведомства, позволяющая вернуть средства, затраченные участниками долевого строительства.

- Что-то подобное мы сейчас можем наблюдать в отрасли ЖКХ, где участникам этого рынка заданы почти те же самые вопросы и основной из них — куда пошли дотации, отпускаемые год за годом из областного бюджета...

- Требовательность губернатора к отрасли ЖКХ тоже вселяет надежду. Лучшее в этом направлении — это то, чтобы качество в этой отрасли повышалось, а затраты уменьшались. И здесь, как справедливо было замечено главой региона, необходим строгий государственный контроль. Если деньги выделялись, то, стало быть, кто-то их получил, и мы должны увидеть результаты государственных вливаний в проблемную отрасль. Если мы их не видим, то тогда не избежать справедливого вопроса: а где деньги? Куда они пошли и на что были потрачены? А самое главное — почему в иных субъектах федерации таких бюджетных вливаний в отрасль ЖКХ нет, а система функционирует, если не лучше, чем у нас, то уж точно не хуже?

Посмотрите, что у нас в регионе происходит с ТСЖ. Почему коррупция проникла даже в этот институт самоуправления, самоорганизации граждан, потребителей? Да, с точки зрения закона ТСЖ, как форму самоорганизации потребителей услуг ЖКХ, надо развивать. Но практически мы к этому не готовы. Сужу даже по своему ТСЖ. Мы не готовы к ТСЖ, да и к самоуправлению зачастую. А расчет должен быть на те формы, которые у нас находятся в ментальности. И мы рассчитываем на то, что о нас заботится власть. И я, по старинке, рассчитываю на то, что власть должна мне адекватно ответить на мои затраты по ее содержанию. Это одна сторона.

Другая сторона — это методология и идеология формирования цен на содержание в этой коммунальной сфере. Я хотел бы знать, откуда берутся такие цены — за воду, за отопление, на управленческий аппарат. Почему за уборку я плачу, а двор не убирается? И почему в Минске уже в пять утра уборщики уже на улицах, а у нас в девять и в десять утра мусор не убран? Почему в ЖКХ у нас такое количество прослоек, прокладок, посредников, каждый из которых добавляет свои 5 копеек в общую стоимость оказываемых услуг?

Мне, как представителю гражданского общества, пока не удалось получить ответы на свои вопросы. Хотя в целом я могу назвать себя сведущим человеком. Например, по программе «Двор, в котором я живу» мой двор благоустроили, хотя и не без недоделок — где-то уже крошится асфальт, площадку перед одним из подъездов и вовсе не заасфальтировали, хотя заасфальтировали все остальные. Ни на одно свое обращение по этой теме я не получил результата — только отписки, в какой-то степени тонко-ироничные, издевательские: чиновники поблагодарили меня за бдительность, за мою гражданскую позицию. Хотя человек я вроде бы в этом отношении грамотный, знаю куда и как жаловаться. Так же, думаю, и все остальные наши сограждане — вопросы у них есть, а результативных ответов на эти вопросы нет.

- Но получается, что сейчас гражданское общество и губернатор, по сути, задают одни и те же вопросы. Общество, потребитель, это делает со своего уровня, губернатор — со своего. Можем ли мы рассчитывать на то, что совокупность усилий приведет к очеловечиванию финансовой и коррупционноемкой отрасли ЖКХ?

- То, как ставит вопросы Николай Иванович, свидетельствует о том, что губернатор намерен изменить жизнь региона к лучшему. Он заявляет о том, что у нас не все благополучно и неправильно в плане организации коммунальной системы. Если деньги выделялись, то значит, мы можем посмотреть, кто их получил и куда направил. Он задает вопросы не риторически и не дежурно, а следовательно, дальше последуют действия. Для этого требуются серьезный анализ происходящего в муниципалитетах и реализация единой государственной идеологии по отношению к деньгам (не важно, будут ли это бюджетные деньги или средства населения), которые идут в эту отрасль. Должны быть выстроены четкие и понятные критерии отдачи, которую ЖКХ должно продемонстрировать в ответ на свое финансирование. И самое главное — требуется неукоснительное соблюдение этих, установленных властью, критериев. Здесь найдется работа для всех — правоохранителей, прокуратуры, чиновников, глав муниципальных образований, федеральных контролирующих органов, администрации области.

При наличии инициативных, ответственных, бескорыстных руководителей, которые способны подняться выше своего личного интереса, руководителей, неординарных по сути, ситуация сдвинется к лучшему. Хочется надеяться, что Николай Иванович будет относиться к интересам нашего населения именно с таких позиций. Я не хочу петь дифирамбы, но у меня есть ощущение и понимание, что губернатор действует достаточно независимо от местных влияний. Очевидно, он понимает, что, будучи связанным с т. н. местными элитами, кардинально что-то поменять будет трудно. У местных бизнес-элит круг интересов начал формироваться более двадцати лет назад. У бизнеса стоит задача получить прибыль — из кармана населения или из бюджета, что равно карману населения. У губернатора, защищающего интересы населения, — минимизировать издержки этого самого населения и бюджета. Это означает жизнь в режиме постоянного напряжения и противоборства. Это непростая задача, но есть руководители, которые жертвуют многим сиюминутным, с точки зрения оценки последующих поколений. В целом имидж Николая Ивановича очень высокий. Как человек амбициозный (а руководитель должен быть амбициозен), я думаю, что он будет стремиться развивать теперь в Самарской обл. то, что было достигнуто им в другом регионе, которым он руководил.