Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (443) | 17 декабря 2012г.
 

Геннадий Котельников:

Необходимо вернуть учителю заслуженный авторитет

Борис Кротов

12 декабря на заседании правительства Самарской обл. было принято решение поднять зарплату педагогам учреждений общего образования на 8% с декабря т. г. Это одно из важных решений, принятое региональными властями за последнее время. Таким образом, доходы учителей станут выше среднего уровня по РФ и составят чуть более 21 тыс. р. Задача повышения уровня заработной платы педагогам до средней по экономике субъекта РФ была поставлена президентом России Владимиром ПУТИНЫМ в рамках реформы образования. О том, как в регионе реализуются мероприятия по повышению качества образования, корреспондент «Хронографа» побеседовал с председателем совета ректоров вузов Самарской обл., ректором Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) Геннадием КОТЕЛЬНИКОВЫМ.

- Геннадий Петрович, уходящий год для сферы образования всей страны оказался очень насыщенным, резонансным, в какой-то степени поворотным. Много шума было поднято по поводу сокращения вузов. Много велось разговоров относительно зарплат преподавателям. Ставились вопросы о низком качестве образования, уровне самих вузов, отсутствии инвестиций в научную деятельность. С какими результатами мы войдем в новый год?

- В 2012 г. по линии образования, медицины и науки было издано несколько серьезных документов. В т. ч. в мае президентом России Владимиром Путиным был подписан указ «О мерах государственной политики в области образования и науки». В данном документе четко прописан перечень действий до 2018 г. Каждое мероприятие должно быть исполнено в строго установленные сроки. Те задачи, срок которых был определен до конца текущего года, в целом выполнены. Не скрою, что напряженность при исполнении задач присутствовала. Эта работа сложная, серьезная, требующая взвешенных и ответственных решений. После огласки результатов мониторинга чувствовалась напряженность и нервозность. На эту тему был всплеск различных сообщений как в сети Интернет, так и в официальных СМИ. Главное — понимать в этом вопросе, что собираемся делать. К примеру, по вопросу сокращения количества вузов мы с Дмитрием Евгеньевичем Овчинниковым, тогда еще министром образования и науки Самарской обл., встречались с губернатором Самарской обл. Николаем Ивановичем Меркушкиным. Говорили более четырех часов и выработали нашу общую позицию — не реорганизовывать государственные вузы Самарской обл. По ряду вопросов было достигнуто согласие. Если взять и резко начать объединять вузы, мы породим множество сложных проблем, при этом позитивный эффект такого объединения может быть неочевиден. Множество людей лишатся работы, и это приведет к большому социальному напряжению. Задача по сокращению количества вузов, безусловно, правильная, но надо понимать, что в каждом регионе есть свои особенности. Самарская обл. — крупнейший вузовский центр. У нас это сокращение надо производить за счет реорганизации неэффективных филиалов и негосударственных вузов. Такой подход выработан советом ректоров, его разделяет губернатор. По этому пути мы сейчас идем.

- В последние два-три года стали открыто говорить об утраченном качестве образования и что его надо срочно поднимать. Реально ли это сделать в короткие сроки? Как с этим обстоят дела в нашем регионе?

- Наша главная целевая установка последних лет — это повышение качества. Мы пока с этой задачей не справились, я говорю вам это откровенно, хотя есть и серьезные позитивные сдвиги. Но надо понимать, что поднять качество образования нельзя в одночасье. Для этого надо решить целый комплекс проблем. Одна из главных проблем здесь — качество абитуриентов.

Попутно отмечу позитивную роль в этом процессе нового закона «Об образовании в РФ», который объединяет в единый комплекс все уровни образования -от дошкольного до высшего профессионального. Это, безусловно, правильно — все уровни образования тесно взаимосвязаны. В настоящее время действует два закона об образовании, множество подзаконных актов, которые нередко содержат взаимоисключающие позиции.

- 12 декабря Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию отметил: «Качественное обучение без воспитания невозможно». Что вы можете сказать о нравственном поведении нынешней молодежи? Ни для кого не секрет, что подрастающее поколение прямо во время занятий может ругаться матом, послать учителя. Убивают ректоров. Реальность такова, что это происходит все чаще и жестче. Как возможно решить эту проблему?

- Трудно с этим не согласиться. Комплексные задачи, о которых я говорил выше, призваны решить в т. ч. и такого вида серьезнейшую проблему. Необходимо вернуть учителю заслуженный авторитет. Это надо делать срочно. В т. ч. этого можно достигнуть за счет достойной оплаты тяжелейшей работы учителя. В современном мире принято рассуждать об успешности. О какой успешности профессии педагога можно рассуждать, когда им стыдно назвать свою зарплату? Действительно, в последнее время было несколько покушений на ректоров. Одно из них совсем недавно в Нижнем Новгороде. Раньше такое и представить было сложно. Естественно, это крайний случай. Поэтому необходимо вернуть авторитет, который будет подкреплен государством материально и морально.

- Можно ли сказать, что в этом направлении что-то конкретное началось делаться?

- Постепенная работа уже ведется со всех сторон. В частности, в октябре этого года вопрос повышения заработной платы учителям-бюджетникам обсуждался в ходе рабочей встречи президента России Владимира Путина с губернатором Николаем Меркушкиным. Могу заверить, что у Николая Ивановича повышенное внимание к этому вопросу. Он сообщил о планах довести зарплату учителей до среднего уровня оплаты труда по экономике региона уже до конца года. На прошлой неделе областным правительством было принято решение о поднятии с декабря этого года на 8% зарплаты учителям. В этом году на эти цели дополнительно будет потрачено 46 млн р., в следующем — 560 млн. Также принципиально стоит вопрос о поднятии зарплаты преподавателям вузов.

- Каков уровень образования завтрашних студентов? Заложены ли их интересы в комплекс задач по повышению качества образования?

- Уровень школьников разный. Есть проблема в том, что наш регион покидают наиболее способные. 10-12% наших талантливейших абитуриентов уезжают в Москву или Санкт-Петербург. Мы их готовим, проводим конкурсы и олимпиады, а потом их теряем. Необходимо этот процент сокращать. Безусловно, это комплексная задача. У студентов должны быть достойные условия для обучения, должна быть хорошая стипендия, места в общежитиях и многое другое. В большинстве наших государственных вузов все условия для обучения имеются. Наш регион предпринимает немало усилий по поддержке талантливой молодежи.

Например, у нас есть именные стипендии губернатора, которые получают 300 человек ежегодно. Их размер — 10 800 р. в семестр. Они предназначены для студентов вузов, участвующих в научных исследованиях. Со следующего года губернатор увеличил их количество еще на двести стипендий для студентов, которые учатся на специальностях аэрокосмического кластера. Увеличился размер грантов на научные разработки. У нас с 2006 г. ежегодно вручается пять премий губернатора для лучших ученых в размере 350 тыс. р. Кстати говоря, с этого года их количество увеличено губернатором до восьми. Такие меры также в конечном итоге будут мотивировать студентов и преподавателей на повышение качества научной работы. Сейчас губернатором совместно с советом ректоров разрабатывается комплекс мероприятий по повышению качества образования, и я думаю, что со временем будет создана жесткая конкуренция непосредственно за получение высшего образования у нас здесь, дома.

- В этом году столько вопросов на самом высоком уровне было посвящено образованию, было высказано много критики... Может сложиться впечатление, что до этого эта важнейшая социальная сфера была пущена на самотек. Какие задачи решались до этого года и было ли такое понимание с прежними областными властями?

- Я со всей ответственностью скажу, что если у кого-то складывается впечатление, что сфера образования была пущена на самотек, то оно ложное. Бесспорно, новый губернатор за короткий срок успел сделать очень многое для образования и науки. Совет ректоров я возглавляю уже 13 лет, и все это время губернаторы оказывали нам содействие в решение самых разных вопросов. Когда я возглавил СамГМУ в 1999 г., столкнулся со сложнейшей ситуацией. Это миллионные долги, здания клиник находились в запущенном, если не сказать аварийном, состоянии и многое другое. Константин Титов, бывший тогда губернатором, принял активное участие в решении многих проблем. Он помогал и по многим другим вопросам. Про Владимира Артякова могу сказать, что в его губернаторство в 2009 г. в самый разгар экономического кризиса в Самаре был сдан межвузовский дом для профессорско- преподавательского состава вузов. Это 151 квартира. Впервые с 1991 г. власть оказала содействие в обеспечении жильем работников вузов. Николай Иванович Меркушкин с огромным вниманием относится к высшей школе. Практически в первые недели своего пребывания на этом посту он принял участие в заседании совета ректоров. Он посетил ряд вузов области — СГАУ, СамГТУ, СамГМУ, СГСХА. Им поддержан проект строительства второго межвузовского дома для преподавателей. Со всеми тремя губернаторами было понимание, и работа выстраивалась конструктивно.

- В итоге каких результатов удалось достигнуть?

- На протяжении ряда лет в регионе проводится целенаправленная работа по формированию единого межвузовского пространства. У нас создаются межвузовские структуры, которые повышают эффективность ряда направлений вузовской деятельности и оптимизируют затраченные ресурсы. В этом специфика нашего региона, как сейчас принято говорить, наше ноу-хау. Наши проекты усиливают интеграцию вузов в тех сферах, где она наиболее востребована. Например, в организации студенческого спорта и культурно-досуговой деятельности, в реализации совместных научных проектов и в других сферах. Могу поручиться, что в нашем регионе образование выгодно отличается от многих других регионов.