Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (440) | 26 ноября 2012г.
 

Алексей Чигенев:

Подготовка к чемпионату дает импульс для развития всего региона

Павел Андреев

Осень 2012 г. знаковая для региона. ФИФА приняла решение об участии Самары в организации чемпионата мира по футболу 2018 г. (ЧМ-2018). Позже было перенесено место строительства стадиона. Что эти события дают жителям Самарской обл., как это может повлиять на развитие региона в целом и что могут получить города области — об этом корреспонденту «Хронографа» рассказал депутат Самарской губернской думы, председатель совета директоров ЗАО ПФК «Крылья Советов» Алексей ЧИГЕНЕВ.

- Алексей Иванович, ноябрь был ознаменован заявлениями в отношении строительного сектора. Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин заявил о переносе места строительства стадиона к ЧМ-2018. Позже министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Иван Пивкин озвучил задачи по дорожному строительству и целый ряд моментов, связанных в т.ч. и с ЧМ-2018. Следует ли понимать, что южный вектор развития Самары утратил актуальность?

- Вы зря связываете изменение места строительства стадиона с утратой актуальности развития южной части города. Сегодня губернатор Николай Иванович Меркушкин заявляет о крупных инвестициях в нефтехимический комплекс. Если Новокуйбышевск начнет наращивать свою индустриальную мощь за счет нефтехимии, если там будут появляться новые рабочие места, то развитие юга Самары будет непременным следствием всех этих процессов. Кроме того, не следует забывать об относительно изолированных Чапаевске и Безенчукском р-не. Существенная часть жителей этих территорий, ввиду отсутствия работы рядом с домом, вынуждена ежедневно ездить в Самару. Обратите внимание на момент в интервью министра транспорта Ивана Ивановича Пивкина, где он говорит о южной обводной дороге Самары. Именно комплекс мостовых переходов через р. Самару и южная обводная дорога должны будут лечь в основу развития южного направления. Кроме того, министр акцентировал внимание на решении задачи по завершению строительства Кировского моста. Но один мост, по большому счету, не создает инфраструктуры в комплексе.

- Иначе говоря, Фрунзенский мост актуальность не утратил?

- Я вам больше скажу, в случае строительства стадиона на стрелке строить два крупных объекта в южной части одновременно технически крайне тяжело или почти невозможно. Город был бы парализован от одновременной работы большого количества крупногабаритной техники. Перенос места строительства стадиона решил проблему. Теперь ничего не мешает строить Фрунзенский мост. А необходимость его очевидна. И здесь речь не только о Самаре. Фрунзенский мост как раз свяжет Самару с Новокуйбышевском, Чапаевском, Безенчукским р-ном. Улучшение транспортной связи малых городов с областным центром — это наращивание их экономического потенциала.

В отношении же комплексного развития Самары мы говорим о решении важнейшей проблемы для мегаполисов. Самара при новом сценарии подготовки к ЧМ получает возможность цивилизованного роста. Старая часть остается в неприкосновенности, а южное и юго-восточное направления можно развивать планово, заранее предотвращая возможность возникновения проблем, например транспортных. Ведь мы получаем заезд в южную часть Самары с обводной дороги, а мостовые переходы и магистральные дороги на север будут использоваться для связи с административным центром. Таким образом мы снизим нагрузку той части города, которая сегодня, по факту, стоит в транспортных пробках.

Кроме того, южное направление развития позволяет использовать новые территории не только для жилищной застройки, но и для создания новых промышленных зон, по сути, вынесенных за пределы города. Это уже вопрос стратегического планирования.

Что касается подготовки к ЧМ, то на новом месте расположения, северо-востоке, территория позволяет строить не просто стадион, а создавать многофункциональный досуговый центр, который после завершения чемпионата должен стать самоокупаемым объектом. Вопрос не стоит, что нам нужно развивать в первую очередь: строить Сити, промышленный узел или жилые районы. Скорее всего, надо реализовывать все три направления. С чемпионатом Самара получает уникальную возможность одновременно реализовывать несколько векторов развития. Мы можем заложить перспективы роста на многие годы вперед. Когда еще представится такой шанс? Но им нужно грамотно воспользоваться. Я еще раз повторюсь: должно быть стратегическое планирование. Должны быть расставлены приоритеты. Кроме того, чемпионат следует рассматривать как объединяющий фактор — власти, жителей нашего города, бизнеса.

- Вы говорите о самоокупаемости стадиона... Насколько я знаю, за границей с подобными спортивными объектами так дело и обстоит. Что мешает нам работать подобным образом?

- Общероссийский тренд — уменьшение количества болельщиков на стадионах. Это не только статистика стадиона «Металлург». Причины явления еще предстоит выяснить. Стоимость билетов на стадион ниже стоимости среднего чека в пабе, где часто собираются болельщики. Если сравнивать работу наших стадионов и подобных объектов в той же Германии, то немцы демонстрируют комплексный подход. Там стадион это не просто футбол или другие соревнования. Там стадион — своеобразный спортивно- оздоровительный досуговый центр, где любой член семьи, независимо от пола и возраста, может найти себе интересное занятие. Пока глава семьи болеет за любимую команду, жена может посетить теннисный корт, а дети — позаниматься спортом в компании сверстников.

- Но ведь до стадиона надо элементарно доехать. Как с севера, так и с юга. Я не думаю, что все болельщики прилетят в Курумоч. А наши дороги в окраинных районах перегружены и разбиты.

- Вы правы. По требованиям ФИФА в городе и вокруг города проведения матчей чемпионата дорожная сеть должна быть в отличном состоянии. Магистральные дороги должны быть с качественным покрытием. В направлении аэропорта качество дорог особенно важно. Подъезды с любых направлений к стадиону должны быть благоустроенными. Соответственно, Кировский, Промышленный, Красноглинский р-ны получат дополнительный толчок в развитии. И опять же, возвращаясь к южному направлению, трасса на Саратов — Волгоград имеет федеральный статус, соответственно, должна содержаться в полном порядке и заканчиваться в Самаре не пробкой на «Авроре», а входить в комфортную разветвленную продуманную городскую дорожную сеть.

- А направление на Тольятти и московская трасса М5?

- Иван Иванович Пивкин в своем интервью уже говорил, что одна из ключевых задач — строительство дороги в обход Тольятти с мостом через р. Волгу в районе с. Климовка.

Относительно этого моста губернатор Николай Иванович Меркушкин беседовал с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным и получил одобрение данного проекта. Если мы построим там мост, это не только поможет разгрузить Тольятти от транзитного транспорта, но и решит стратегическую задачу: улучшит инвестиционную привлекательность города, ускорит развитие технопарка «Жигулевская долина», особой экономической зоны. Что касается куска трассы от Тольятти до Самары, то, вне всякого сомнения, вся дорожная сеть этого направления будет реконструирована в соответствии с требованиями ФИФА.

Дорога между Сергиевском и Оренбургской обл., а это довольно приличный участок, имеет третью техническую категорию. Соответственно, это не магистраль, а обычная дорога. При этом состояние покрытия на этом участке с каждым годом резко ухудшается и требует ремонта. Кроме магистральных автомобильных трасс в самой Самаре существует серьезная проблема отсутствия т. н. улиц-поперечников между двумя уже перегруженными центральными дорогами города. Чтобы решить эту проблему, необходимы многоуровневые развязки. Еще один перспективный проект, который может существенно разгрузить город, на мой взгляд, — строительство дороги по пр-ту Карла Маркса. Дорога решила бы многие проблемы города. В целом надо отдавать себе отчет — мы получили уникальный шанс, подготовка к чемпионату дает импульс для развития всего региона.

- Возвращаясь непосредственно к теме ЧМ-2018. Я согласен в отношении инфраструктурных объектов и дорожной сети. Но что получат простые жители области?

- А разве развитие инфраструктуры — это мало? Чемпионат пройдет, а все его объекты останутся в области. И потом... инвестиции в строительную отрасль, а подготовка к ЧМ — это в первую очередь масштабное строительство, очень быстро дают отдачу. Подрядные организации будут платить налоги здесь, на месте. Таким образом, инвестиции будут частью переходить в региональный бюджет. Рабочие места создаются сразу же, и НДФЛ (все те же инвестиции) будет пополнять местные бюджеты. Работники, которые будут получать зарплату, понесут эти деньги на потребительский рынок. Это продукты питания, автомобили, образование, досуг, квартиры, наконец. Таким образом, инвестиции в инфраструктурные объекты будут способствовать развитию экономики и бизнеса в регионе. Но и это не самое главное. Мне приходилось встречаться со специалистами, готовившими чемпионат 2006 г. в Штутгарте. Так вот там город, горожане сплотились в период реализации этого масштабного проекта. Организаторы сказали очень важную вещь. Важно даже не то, как прошел чемпионат, они не сомневались, что он пройдет по высшему разряду, важно то, что они сумели всему миру показать, что в Штутгарте живут доброжелательные, отзывчивые и открытые люди. Именно этот результат они оценивают как главный итог ЧМ. Я уверен, что и у нас все получится на высоком уровне, что жители области сумеют качественно и своевременно провести подготовку и показать всему миру, что здесь, на Волге, люди открыты для общения, что они умеют работать, строить и, конечно же, хорошо отдыхать. Самара и вся область должны показать уровень нашей культуры. Показать патриотизм. Мы должны болеть за свою сборную так, чтобы она показала максимально высокий результат.