Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (150) | 2 октября 2006г.
 

Товарный знак под охраной

Интеллектуальная составляющая бизнеса

Дарья Светлова

5 сентября в Москве состоялось расширенное заседание совместной рабочей группы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). Предметом обсуждения стало увеличение количества случаев, которые ФАС квалифицирует как случаи недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов по использованию товарных знаков. Несмотря на то что последние четыре года по количеству поданных заявок на товарные знаки Самарская область занимала 6-е место по России, большая часть руководителей организаций остается юридически неграмотной в этом вопросе. В результате чего истинные владельцы часто вынуждены отказаться от уже раскрученного бренда.

Интеллект в собственности

По мнению экспертов, ситуацию на товарных рынках и в сфере предпринимательской деятельности, сложившуюся в последнее время по Самарской области, нельзя назвать динамичной. Скорее стабильно пассивной. Сегодня, согласно данным Роспатента, в Тольятти зарегистрировано более 1000 товарных знаков: из них менее 10% принадлежат производственным предприятиям, 30% — торговым предприятиям, около 30% относятся к сфере услуг, а еще порядка 30% принадлежат предприятиям легкой промышленности.

По словам начальника патентно-лицензионного отдела, патентного поверенного, оценщика бизнеса Тольяттинского института технического творчества и патентоведения (ТИТТиП) Натальи Мазур, регистрируют товарные знаки, как правило, крупные компании, делающие ставку не только на качество своей продукции, но и на узнаваемость бренда. Вместе с тем ситуация, когда предприятие продолжительное время успешно работает под незарегистрированным товарным знаком, не является редкостью. Но в этом случае оно рискует стать жертвой недобросовестной конкуренции, т. к. любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать его товарный знак на себя, присвоив тем самым не только репутацию, но и его торговую марку. При этом новоявленный «собственник» имеет право привлечь истинного владельца товарного знака к гражданской или уголовной ответственности. По сути, это промышленный шпионаж в области интеллектуальной собственности. Хотя понимание того, что товарный знак такая же собственность, как, предположим, квартира или автомобиль, у многих отсутствует. Между тем товарный знак может приносить солидный доход.

Использование товарного знака, принадлежащего другому лицу, в своей коммерческой деятельности может быть и неосознанным. При этом товарный знак может быть тождественным уже имеющемуся или схожим до степени смешения. В Самарской области нарушения подобного рода встречаются довольно часто. Особенно у комбинатов, производящих алкогольную продукцию (см. «Хронограф» №23 (142) от 3.07.06). Хотя налоговая служба требует с каждого комбината, производящего алкоголь, обязательную регистрацию каждого товарного знака. Несмотря на непреднамеренную схожесть, риск стать нарушителем прав законного собственника этого товарного знака со всеми вытекающими последствиями, включая обязанность возместить нанесенные незаконным использованием убытки, очень велик. Регистрация товарного знака позволяет монополизировать рынок и оградить себя от возможного захвата.

Наконец, рассмотрим более чем реальный случай, когда после нескольких лет работы на рынке компания, в силу внутренних противоречий, делится на несколько фирм или предприятий, занимающих одну нишу рынка.

АВТОВАЗ свою торговую марку не только зарегистрировал, но даже создал ей монументальн
АВТОВАЗ свою торговую марку не только зарегистрировал, но даже создал ей монументальн

Так, часто бывшие партнеры по бизнесу превращаются в конкурентов. При этом каждый из них считает себя правопреемником и претендует на уже известный потребителям товарный знак, торговую марку, логотип, запомнившийся слоган и т.п. Иллюстрацией к такому случаю может стать ситуация с ООО Мясокомбинат «Гарибальди», который вынужден отказаться от одноименного бренда (см. «Хронограф» №28 (147) от 11.09.06).

От вышеупомянутых проблем также не защищены представители малого и среднего бизнеса, которые зачастую не считают нужным регистрировать свои товарные знаки. Хотя расходы материальные и моральные, связанные с восстановлением справедливости, могут оказаться несоизмеримо большими, чем затраты, требующиеся для своевременной регистрации товарного знака Патентным ведомством РФ, удостоверяющим права законного владельца на товарный знак.

Правовые лабиринты

По словам Натальи Мазур, при регистрации товарных знаков существуют свои нюансы, зная которые, можно попробовать отстоять свои права. Такая возможность появляется у предприятия с незарегистрированным товарным знаком, совпадающим с названием фирмы. В случае посягательства конкурирующей компании на незарегистрированный товарный знак можно опровергнуть его регистрацию, аннулировать и присвоить его себе. Для этого достаточно доказать, что предприятие с аналогичным названием было открыто до регистрации товарного знака.

Существуют свои лазейки и для предприятий, желающих зарегистрировать уже существующий, но не охраняемый товарный знак. Согласно законодательству товарный знак, не используемый в течение трех лет, может быть передан другому заинтересованному лицу. Достаточно лишь доказать, что он действительно не использовался.

Довольно часто на товаре можно увидеть знак ТМ. В мировой практике Trademark — то же, что и товарный знак, обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. В законе РФ «О товарных знаках...» прописано, что никакой предупредительной маркировки, кроме буквы R, в кружочке не существует. Но только в отношении уже зарегистрированного. Установка его на неохраняемый товарный знак наказывается по закону. Поэтому никакой юридической силы значок ТМ в России не имеет. Иногда его ставят, как бы давая понять, что «логотип мой, но он не охраняем со стороны регистрации товарных знаков». Такой прием используется грамотными руководителями в том числе и тогда, когда изобретенный знак не обладает различительной способностью и его нельзя зарегистрировать, но он уже продвигается. Очень часто бывает сложно оценить соответствие товарного знака предъявляемым законом о товарных знаках требованиям. В связи со сложностью оценки соответствия выбранного названия критериям охраноспособности желательно обратиться к опытным специалистам, имеющим большую практику в выполнении такого вида работ.

В Тольятти существует много организаций, занимающихся разработкой фирменного стиля и товарных знаков. Они являются хорошими специалистами в области дизайна. Но не могут оценить торговый знак по критериям охраноспособности. Ситуацию мог бы исправить тандем между патентными организациями и разработчиком, тогда практически гарантированно заказчик получил бы хороший товарный знак и не нарушил этим ничьих прав. Пока такого тандема нет, проверять товарный знак необходимо уже на стадии разработки идей. Существует вероятность того, что такого знака в зарегистрированных товарных знаках нет, но он может обнаружиться в поданных заявках.

Однако возможен вариант, когда известный товарный знак может быть просто передан в пользование какой-либо фирме. В качестве примера можно привести всем известную ладью, являющуюся символом ОАО «АВТОВАЗ». Уже немного измененное изображение, включающее этот элемент, но стилизованное в собственном стиле, стало товарным знаком известного в городе ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ». На использование ладьи автозавод дал им письмо-разрешение.

Зарабатывать на знаках

По мнению специалистов ТИТТиП, в последнее время к товарному знаку все же начинают относиться как к собственности. Руководители предприятий стали осознавать, что товарный знак можно перепродать или использовать лицензионный договор. Если товарный знак раскручен и широко известен, его можно вложить в уставный капитал предприятия как объект интеллектуальной собственности.

Хорошо узнаваемый товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его происхождение и судить о качестве. Покупатель готов заплатить более высокую цену за товар, выпускаемый под известным и зарекомендовавшим себя товарным знаком, чем приобрести сравнительно дешевый и, возможно, некачественный товар неизвестного производителя. Таким образом, к товарному знаку потребитель обращается в первую очередь как к гарантии качества.

К сожалению, сохраняется тенденция подачи заявок на товарные знаки, уже завоевавшие свое место на региональном рынке, регистрация которых невозможна в силу существования уже выданных свидетельств на тождественные или сходные до степени смешения обозначения, в связи с чем появляются дальнейшие трудности при его дальнейшем продвижении на рынке или отказе от использования только потому, что руководство вовремя не предприняло меры по охране средства индивидуализации собственных товаров или услуг.

Пока у многих руководителей предприятий нет понимания того, что товарный знак, так же как актив, состоит на балансовом учете предприятия, он так же амортизируется, а сумма амортизации вносится в стоимость продукции. Торговая марка является специфическим товаром, первоначальная стоимость которой будет неуклонно возрастать по мере становления фирмы и популяризации ее продукции. Вступление России в ВТО еще больше ужесточит требования, в том числе в отношении объектов интеллектуальной собственности.

Наряду с этим, по данным Роспатента и ФАС России, возросло количество регистрации товарных знаков и промышленных образцов, которые впоследствии хозяйствующие субъекты используют не с целью производства новых товаров и услуг, а для блокирования деятельности конкурента. «Тем не менее тенденция такова, что собственники товарных знаков будут на них неплохо зарабатывать, а не наоборот», -отмечают специалисты ТИТТиП.