Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (418) | 28 мая 2012г.
 

Загонят в тупик

Низовые структуры могут действовать в собственных интересах

ИА «Центр-Инфо»

22 мая губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН обсудил с начальником Куйбышевской железной дороги (КбшЖД) Шевкетом ШАЙДУЛЛИНЫМ перспективы развития ключевых железнодорожных транспортных узлов. Губернатор подчеркнул важность эффективного взаимодействия бизнеса и ОАО «РЖД». Однако на местах низовые структуры крупных участников рынка, бывает, действуют в собственных интересах. Примером может стать ситуация, развивающаяся вокруг ст. Кашпир.

Теория и практика

На встрече Николая Меркушкина и Шевкета Шайдуллина обсуждались и возможности реализации территориальных программ развития. Поднимались вопросы улучшения транспортной логистики, обеспечения безопасности железнодорожных переездов и путепроводов. Также на совещании обсуждалась возможность создания на территории области крупнейшего в Поволжье транспортно- логистического центра.

Серьезным перевалочным пунктом сызранско- октябрьского железнодорожного узла является ст. Кашпир. Причем здесь сходятся интересы не только предприятий, специализирующихся на работе с нефтепродуктами, но и других направлений. При надлежащем подходе эта база также могла бы стать основой для создания современного логистического центра.

Однако именно здесь в последнее время происходят процессы, которые, по мнению экспертов, могут иметь последствия вплоть до паралича грузооборота. Развивался конфликт с участием владельцев и правопользователей железнодорожных путей. По мнению наблюдателей, главной причиной нештатной ситуации могут являться как раз интересы низовых структур крупных участников рынка, менеджмента среднего звена. Это руководство самой станции, а также ряд руководителей ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» (СНПЗ).

Начальником ст. Кашпир является Артем Левин, его заместителем по грузовой работе – Ирина Жорина. СНПЗ входит в систему ОАО НК «Роснефть». СНПЗ возглавляет генеральный директор Николай Лядин. В структуре СНПЗ железнодорожные транспортные вопросы может курировать Александр Ефименко. Отношения здесь могли складываться годами, а решения приниматься исходя из конкретной необходимости.

Тормозной башмак

В 2011 г. на станции появился новый серьезный участник рынка -ООО «ВторТрейд». Генеральным директором ВторТрейда является Андрей Афанасьев. Инвестор планировал вкладывать средства в развитие транспортного терминала, но столкнулся с различными проблемами,

Вокруг станции Кашпир разгорается конфликт
Вокруг станции Кашпир разгорается конфликт

которые сложно объяснить иначе как сопротивлением со стороны устоявшейся системы работы, взаимоотношений, имеющих, вероятно, и материальную составляющую. Между ВторТрейдом и КбшЖД заключен договор №6/56 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к нечетной горловине станции Кашпир централизованным стрелочным переводом №11. Границей пути является сигнальный знак «Граница железнодорожного пути необщего пользования», установленный у переднего изолирующего стыка централизованного стрелочного перевода №11. Договор действует до октября 2016 г.

К вышеуказанному пути примыкают пути необщего пользования ряда организаций, в т. ч. база оборудования — СНПЗ и ООО «Сызрань-энергострой» (СЭС). Единственным учредителем и директором СЭС ЕГРЮЛ называет Александра Зотова.

Если с большинством предприятий у ВторТрейда заключены соответствующие договоры, то с СНПЗ и СЭС их не имеется, причем не по вине ВторТрейда. Андрей Афанасьев сообщил: «...Практически они пользуются путями ООО «ВторТрейд» незаконно. С момента заключения договора №6/56 на подачу и уборку вагонов между ООО «ВторТрейд» и Куйбышевской железной дорогой — филиалом ОАО «Российские железные дороги» подача и уборка вагонов на вышеуказанный железнодорожный путь для примыкающих к нему путей необщего пользования сторонних организаций должны производиться с согласия ООО «ВторТрейд» с уплатой соответствующих тарифам платежей».

Учитывая особенности организации железнодорожного грузового оборота, можно уверенно предположить, что при желании создать искусственные препятствия для своевременной отправки грузов не так сложно. Эти цели могут легко достигаться даже на низшем или среднем уровне управления. Нередко их представители могут действовать в личных интересах. Причем высшие звенья менеджмента при этом могут быть и не в курсе местечковой самодеятельности. Скорее всего, такая ситуация и может иметь место на ст. Кашпир.

Андрей Афанасьев сообщил: «Не принимая во внимание отсутствие согласия ООО «ВторТрейд» на подачу и уборку вагонов на вышеуказанный путь, начальником станции Кашпир А. Левиным с момента заключения договора между ОАО «РЖД» и ООО «ВторТрейд» незаконно были произведены действия по подаче и уборке вагонов для... организаций на общую сумму около 700 тыс. р».

В уголовном порядке

В апреле 2012 г. ВторТрейд направил заявление с просьбой привлечь к ответственности начальника ст. Кашпир Левина за незаконную подачу-уборку вагонов в Сызранское ЛО МВД РФ на транспорте. Сделано это было, вероятно, после того, как были исчерпаны иные возможности. В возбуждении уголовного дела в отношении Левина было отказано. По мнению некоторых наблюдателей, блокироваться принятие решения о возбуждении уголовного дела могло на этапе прохождения через Сызранскую транспортную прокуратуру. Сызранским транспортным прокурором является Вадим Колосов.

Любопытно, что в мае Сызранской транспортной прокуратурой была организована проверка законности заключения договора на эксплуатацию подъездного пути необщего пользования ВторТрейда. Проверка, по официальной информации, была инициирована по соответствующему обращению Николая Лядина. Возможно, это случилось не без инициативы Левина, у которого, как у начальника станции, с СНПЗ отношения выстроены давно. С другой стороны, в этом имеются некоторые сомнения. Ставки ВторТрейда на пропуск вагонов почему-то не устраивают ряд предприятий, в т. ч. и СНПЗ. Также можно предположить, что одним из модераторов процесса со стороны СНПЗ может выступать Александр Ефименко. Наблюдатели предполагают, что он может вести и свою, отличную от Николая Лядина, происходящую за его спиной, игру.

Судя по последним событиям, конфликт вокруг путей ст. Кашпир далек от завершения. Ситуация в конце апреля была предметом разбирательства на совещании заинтересованных сторон у заместителя начальника Самарского центра организации работы станций структурного подразделения Куйбышевской дирекции управления движением структурного подразделения центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» Алексея Мельдера. Принятые на нем решения, по оценке экспертов, подтверждают основную позицию ВторТрейда. Показательно, что представители СНПЗ с этим решением не согласились и от подписи в протоколе отказались.

В подобных условиях сложно вести речь об эффективном взаимодействии бизнеса и РЖД. У потенциальных инвесторов проектов по развитию логистики также могут возникнуть сомнения по участию в проектах. Какими бы ни были планы вышестоящих руководителей, местные исполнители в интересах личной выгоды могут легко загнать любой проект в тупик.