Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (418) | 28 мая 2012г.
 

Высокотехнологичный сбой

Клиент Сбербанка испытал стресс от неконтролируемого списания денег с его счета

ИА «Центр-Инфо»

11 мая ОАО «Сбербанк России» подтвердило информацию о сбое в сетевой инфраструктуре банка, который привел к потере клиентами личных средств. Это уже далеко не первый подобный случай. Одним из мест, где клиенты ощутили последствия очередного сбоя, стал офис Сбербанка в г. Тольятти на ул. Мира, 152. Причем он считается одним из самых технически оснащенных среди действующих в регионе. Несколькими месяцами ранее его с помпой открывал управляющий Автозаводским отделением №8213 Сбербанка Дмитрий РОМАКИН (на фото).

Многомиллионные вложения в современные технологии и рекламу себя не оправдывают. Такой вывод могли сделать клиенты Сбербанка, посетившие офис на ул. Мира, 152, в Тольятти 3 мая. В этот день здесь не работали банкоматы, но внешне люди это определить не могли, а потому пытались воспользоваться их услугой. Первомайское праздничное настроение клиента банка мгновенно исчезло, сразу после того как с его счета списывались средства без самого факта выдачи денег банкоматом.

В редакцию «Хронографа» обратился клиент ОАО «Сбербанк России» Илья Ширтанов, пострадавший в тот день в этом офисе Сбербанка. Он обратился с жалобой на действия банка. Испытавший серьезные потрясения клиент Сбербанка рассказал следующее: «3 мая 2012 г. я решил воспользоваться услугами банкомата, расположенного в помещении подразделения Поволжского банка ОАО «Сбербанк России» Автозаводского отделения №8213 по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 152. Банкомат принял мою банковскую карту и начал обрабатывать запрос. Но в итоге он вернул карточку, а на экране появилось сообщение, что услуга не может быть оказана. Операция произведена 3 мая 2012 г. в 20.24. Приблизительно через 3-5 минут на мой сотовый телефон, подключенный к услуге «Мобильный банк», пришло сообщение о том, что в ходе успешной операции с моего счета было снято 5 тыс. р.». Именно эту сумму клиент Сбербанка запрашивал при попытке получить наличность через банкомат этого банка, но денег в ходе этой операции не получил. «Позже мне удалось связаться с оператором службы ОАО «Сбербанк России» по номеру телефона 88001001165, который был указан на банкомате. Оператор сообщил, что в Тольятти произошел сбой системы и посоветовал обратиться с претензией в то подразделение Сбербанка, в помещении которого был размещен банкомат, услугами которого я пытался воспользоваться», — пояснил клиент Сбербанка Илья Ширтанов в жалобе в газету «Хронограф». Редакция газеты обратилась за разъяснениями в адрес местного,

регионального и федерального руководства соответствующих подразделений ОАО «Сбербанк России».

В ответ на запрос «Хронографа» начальник пресс-центра филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России» Сергей Нагаев подтвердил факт произошедшего сбоя по вине самого банка. «Сбербанк России подтверждает, что 3 мая в 19.03 по московскому времени произошел сбой в сетевой инфраструктуре банка. Он затронул ряд сервисов банка, включая сервисы дистанционного обслуживания и обслуживание банковских карт. Неполадки в инфраструктуре были устранены в 20.35 по московскому времени. Причина произошедшего — сбой коммуникационного оборудования на одной из московских площадок, который был устранен переводом на резервное оборудование», — проинформировал Нагаев. Т. е., по версии Нагаева, сбой якобы произошел в Москве. Однако последствия ощутили даже клиенты Сбербанка в Тольятти. Из ответа недавно пришедшего в Сбербанк Нагаева можно сделать простой вывод: либо сбой в Москве был настолько мощным, что его сумели ощутить даже в регионах, либо пока еще малоопытный начальник пресс-центра филиала Сбербанка решил отвлечь внимание от проблем своего подразделения. В любом случае имиджа Сбербанку такая работа не добавила, скорее наоборот. При этом Нагаев нашел время и средства, чтобы пригрозить редакции газеты «Хронограф», поддержавшей клиента Сбербанка в сложный для него момент, соответствующими санкциями.

Остается только догадываться, скольких средств в тот день могли лишиться граждане. Но в Сбербанке предпочитают не говорить об этом. Хотя в запросе «Хронографа» был задан вопрос, сколько человек пострадало и каков был объем списанных с их счетов средств. В ответ в Сбербанке предпочли сообщить лишь о решении проблемы Ильи Ширтанова, т. е. человека, чье имя было указано в запросе «Хронографа».

«Обращение клиента Ширтанова И. было зарегистрировано 4 мая 2012 г. в 15.42, 5 мая 2012 г. обращение было рассмотрено, денежные средства восстановлены на счет карты 5 мая 2012 г. в 17.05 по московскому времени», — сообщил Сергей Нагаев.

Стоит напомнить, что это далеко не первый подобный случай в Сбербанке. В декабре 2010 г. некие лица незаконно сняли с банковских карт, имитированных ОАО «Сбербанк России», около 3 млн р. Пострадавшими от этих действий оказались около 300 человек, (см. «Хронограф» №42 (351) от 13.12.10).

В октябре 2011 г. держатели карт Visa, выпущенных Поволжским банком ОАО «Сбербанк России», попали в поле зрения организаторов мошеннических действий. На сотовые телефоны, принадлежащие держателям карт, пришли SMS-сообщения с текстом о том, что карты якобы заблокированы и что им необходимо позвонить на определенный телефонный номер, чтобы решить эту проблему. В ходе созвона злоумышленники, подражая стилю ведению разговора сотрудников Сбербанка, пытались выведать данные о карте, в т. ч. PIN-коды. Персональные данные о клиентах вполне могли попасть к этим лицам через утечку из Сбербанка (см. «Хронограф» №36 (389) от 17.10.11). Таким образом, в Сбербанке системно возникают ситуации, из-за которых клиенты могут лишиться средств.

Отдельно стоит отметить немаловажную деталь случившегося 3 мая сбоя. Илья Ширтанов пытался получить наличность в одном из самых современных и технологически оснащенных офисов Сбербанка. Он был открыт с участием управляющего Автозаводским отделением №8213 Сбербанка Дмитрия Ромакина и заместитель председателя Поволжского банка Андрея Черкашина 11 ноября 2011 г. Таких офисов только в Тольятти в ближайшее время будет открыто около 15-ти. Можно лишь догадываться о бюджете, который Сбербанк потратит на эти цели и на рекламу нововведений, особенно в целом по стране.

Однако, как показала практика, многомиллионные вложения не смогли уберечь клиентов Сбербанка от стрессового состояния и морально-психологического потрясения.

Комментарии

Сергей НАГАЕВ, начальник пресс-центра филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России»

- В случае некорректной интерпретации редакцией данного комментария, Поволжский банк ОАО «Сбербанк России» вправе обратиться в судебные инстанции на основании Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» №2124-1.