Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (418) | 28 мая 2012г.
 

Подготовка к чемпионату

Владельцы Нефтефлота отдали свою базу в залог МАБ

Андрей Неретин

ЗАО «Нефтефлот» (г. Самара) совершило ряд существенных сделок, заложив практически все свои здания и постройки в ОАО «Морской акционерный банк» (МАБ). Рыночная стоимость заложенного имущества составила 589,6 млн р. По официальной версии, Нефтефлот сделал это с целью получения кредита на строительство танкера «Святой князь Владимир». По неофициальной — чтобы уберечь свою базу от возможного переноса на ее территорию Самарского речного порта, который под предлогом строительства на стрелке рек Самара — Волга стадиона к чемпионату мира по футболу (ЧМ-2018) планируется снести.

13 апреля специализирующееся на строительстве судов ЗАО «Нефтефлот» заключило с МАБ договор залога. Согласно этому договору, Нефтефлот передал банку в залог здания и сооружения общей площадью почти 56 855 кв. м, которые располагаются в Куйбышевском р-не Самары по адресу: ул. Белорусская, 132, на земельном участке площадью 221 945 кв. м (около 22,2 га). Известно, что по указанному адресу Нефтефлоту принадлежит на правах собственности земельный участок общей площадью 222 871 кв. м (около 22,3 га), где располагается его ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ). Рыночная стоимость заложенного недвижимого имущества оценивается в 589,6 млн р., что составляло 107,09% от стоимости активов Нефтефлота на момент заключения сделки. Размер стоимости активов Нефтефлота по состоянию на 31 декабря 2011 г. составлял 550,6 млн р.

Залоговая стоимость недвижимых объектов составила 294,8 млн р. Кроме зданий и сооружений своей базы, Нефтефлот заложил по договору с МАБ наливное судно «Уфа». Также в качестве залога использовали строящийся танкер «Святой князь Владимир». Рыночная стоимость танкера, по официальным данным Нефтефлота, составляет 62,6 млн р. Согласно официальной информации залоговые сделки Нефтефлот совершил именно для получения средств для достраивания этого судна.

Между тем корреспонденту «Хронографа» удалось выяснить, что еще 8 декабря 2011 г. совет директоров ОАО «Нефтефлот» одобрил договор купли-продажи танкера «Святой князь Владимир» у ООО «Волготранс».

В рамках этого соглашения Нефтефлот приобрел у Волготранса корпус для строительства судна. Согласно договору, сумму сделки в размере 73,7 млн р. покупатель обязался оплатить в срок с 30 марта по 30 июля 2013 г. Интересно, что на момент совершения сделки с Волготрансом стоимость активов Нефтефлота была заявлена в размере 215 млн р. Получается, что в довольно короткий промежуток времени стоимость активов Нефтефлота выросла более чем в два раза.

Не менее примечательно и то, что продавец — Волготранс — находится по одному адресу, что и Нефтефлот: в Самаре, по ул. Белорусской, 132. Генеральным директором Волготранса является его же учредитель Родион Светличнов. Однако несмотря на самарскую «прописку» указанной судоходной компании, строящееся судно зарегистрировано в порту г. Астрахани, а местом его строительства является г. Волжский. По данным ЕГРЮЛ, у Волготранса имеется представительство в Астрахани. Тем не менее дальнейшее строительство танкера будет осуществляться по месту нахождения покупателя — в Самаре, на территории РЭБ Нефтефлота.

13 января 2012 г. состоялось собрание акционеров ОАО «Нефтефлот», на котором была одобрена еще одна крупная сделка. Согласно новому договору купли-продажи, Нефтефлот осуществляет обратную реализацию танкера в пользу компании «Волготранс». На этот раз, спустя чуть более одного месяца после предыдущей сделки, стоимость судна для продажи в пользу Волготранса была определена уже в 320 млн р. Срок передачи судна — 10 июня 2013 г.

По условиям этого договора, Волготранс до 1 февраля 2012 г. должен был выплатить 48 млн р. в качестве задатка, а оставшиеся 272 млн р. — до 20 июня 2013 г.

Помимо этого, руководство Нефтефлота, генеральным директором которого является Денис Колосов, сочло необходимым привлечь заемные средства. Так, 13 апреля 2012 г. с МАБ был заключен договор ипотеки строящегося судна. Согласно кредитному договору, банк открыл заемщику кредитную линию с лимитом выдачи в размере 250 млн р. под 13% годовых. Срок действия кредитной линии — до 15 января 2014 г. Как указывалось выше, обязательства Нефтефлота перед МАБ обеспечиваются заложенным имуществом — фактически всеми имеющимися зданиями, сооружениями, а также судами «Уфа» и «Святой князь Владимир». В качестве поручителя выступило ООО «Практик». Согласно раскрытой информации, в декабре 2010 г. ООО «Практик» приобрело 99,5% акций Нефтефлота. Учредителями ООО «Практик» являются Сергей Фофанов и Иван Чеховских. По решению состоявшегося в апреле 2011 г. общего собрания акционеров указанные лица вошли в состав совета директоров ЗАО «Нефтефлот».

Возникает ощущение, что новые владельцы Нефтефлота могли использовать тему строительства танкера исключительно для того, чтобы получить формальную возможность заключить сделки о передаче практически всех сооружений РЭБ под залог. Такой ход может позволить им сохранить базу Нефтефлота на прежнем месте. Возможно, серьезные опасения за ее будущее возникли в связи с планами переноса Самарского речного порта на левый берег р. Самары из-за предстоящего строительства на стрелке рек Самара — Волга стадиона под ЧМ-2018. По мнению экспертов, далеко не все участки прибрежной территории Самары пригодны для возведения нового порта. Поэтому одним из наиболее оптимальных вариантов под строительство нового речпорта рассматривается территория РЭБ Нефтефлота, располагающаяся в устье р. Сухая Самарка.