Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (415) | 2 мая 2012г.
 

Самоуверенность Пшиншева

В Росгосстрахе и Инспекции страхового надзора по-разному читают законы

Сергей Ромашов

18 апреля руководитель филиала ООО «Росгосстрах» в Самарской обл. Анзор ПШИНШЕВ опроверг обвинения Управления Роспотребнадзора по Самарской обл. в нарушении законодательства о защите прав потребителя. Несмотря на то что сразу два надзорных ведомства выявили нарушения в работе компании по заявлениям клиентов Росгосстраха, Пшиншев называет заключение служб неправомерным.

За период с июля по сентябрь 2011 г. в Инспекцию страхового надзора (ИСН) по Приволжскому федеральному округу (ПФО) поступило шесть обращений граждан на действия ООО «Росгосстрах». Претензии касались того, что компания некорректно информировала своих клиентов. В Росгосстрахе клиентам поясняли, что для получения ОСАГО им необходимо приобрести дополнительные страховые услуги добровольного страхования (ДСАГО или «Фортуна «АВТО»).

ИСН заключила, что в Самарской обл. происходит принуждение к заключению договоров добровольного страхования филиалами ООО «Росгосстрах» в Самарской обл. Данные действия содержат признаки нарушения ст. 16 закона РФ «О защите прав потребителей». Поэтому жалобы граждан на действия Росгосстраха были переданы в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнад-зор) по Самарской обл. 1 ноября оно возбудило дело в отношении страховщика.

Юридическое лицо -ООО «Росгосстрах» -было привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ. В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ размер штрафа юридическому лицу составляет от 10 до 26 тыс. р. Сколько ООО «Росгосстрах» заработало на противоправных действиях в отношении клиентов — официально пока неизвестно.

«Данная информация является коммерческой», — ответил директор филиала ООО «Росгосстрах» в Самарской обл. Анзор Пшиншев в ответе на запрос «Хронографа».

Полис «Фортуна АВТО» со страховым покрытием 30 тыс. р. стоит 1 тыс. р. Стоимость полиса ДСАГО со страховым покрытием 300 тыс. р. составляет 700 р.

Всего за 2011 г. Росгосстрах на территории Самарской обл. заключил порядка 400 тыс. договоров ОСАГО и 61,3 тыс. договоров ДСАГО. Сколько этих полисов приобретались одновременно — не разглашается. Пшиншев скрыл от редакции данную информацию. Однако общая стоимость проданных полисов ДСАГО за 2011 г. в регионе превышает 40 млн р. Если хотя бы половина полисов была продана совместно с ОСАГО, то вырисовывается солидная сумма.

При этом Анзор Пшиншев утверждает, что число проданных полисов «Фортуна «Авто» настолько мало, что находится на уровне погрешности. «Причина этого в том, что наши граждане не умеют и не хотят заботиться о своей жизни и здоровье. Предложение клиентам, приобретающим полисы ОСАГО, полиса страхования от несчастных случаев при ДТП, позволяющего дополнительно защитить не только их, но и тех, кто им дорог и кто может оказаться участником ДТП в качестве пассажира или пешехода, было вызвано тяжелейшей ситуацией на наших дорогах», — поясняет директор филиала.

Анзор Пшиншев также опровергает информацию о том, что филиал ООО «Росгосстрах» по Самарской обл. нарушал права своих клиентов. «Подобное утверждение не соответствует действительности. Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на услуги ОСАГО и ДСАГО, что подтверждено судебной практикой. В связи с этим обвинения со стороны Роспотребнадзора в нарушении компанией «Росгосстрах» законодательства о защите прав потребителей являются неправомерными», — говорит Пшиншев.

Однако в ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» сказано: «Запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг». Никаких исключений в последней редакции этого закона от 2012 г. не прописано.

Таким образом, Пшиншев ссылается не на действующее законодательство, а на выигранные процессы.

Росгосстрах регулярно получает нарекания о допущенных нарушениях при выдаче ОСАГО. Так, 25 января работу компании проверила Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР). Сотрудники ведомства выявили, что ООО «Росгосстрах» выдавало полисы ОСАГО без предъявления страхователями талонов, отвечающих требованиям законодательства.

Комментарии

Анзор ПШИНШЕВ, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Самарской обл.

- В соответствии с «Обзором законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г.» закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» не может распространяться на правоотношения, вытекающие из федерального закона от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. к. последние направлены на защиту жизни, здоровья и имущества третьих лиц. Учитывая, что ДСАГО также направлено на защиту жизни, здоровья и имущества третьих лиц, на указанные правоотношения закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» также не распространяется.

Виктор ЛИСИН, руководитель Государственной инспекции страхового надзора по Приволжскому федеральному округу

- Из обращений граждан следует, что в Самарской обл. происходит принуждение к заключению договоров добровольного страхования филиалами страховой организации «Росгосстрах» по Самарской обл. Данные действия содержат признаки нарушения ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».