Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (414) | 23 апреля 2012г.
 

Шаткая опора

В Самаре и Тольятти не спешат избавиться от наследия прошлой власти

Егор Кошеров

На прошлой неделе в Думе г. о. Самара и в мэрии г. о. Тольятти прошли плановые мероприятия, которые позволили ощутить высокую степень уязвимости исполнительной власти перед проблемой невыполнения социально значимых обязательств. Ситуацию осложняет то, что при нынешней системе управления Самарой и Тольятти за допущенные недоработки практически нельзя будет найти виновных. Оправдывает нынешних глав этих городов то, что основы доставшейся им системы закладывались еще руководителями прошлых периодов. Подобное положение может негативно отразиться на процессе выборов главы региона.

Высококлассная бюрократия

19 апреля депутаты Думы г. о. Самара (ДГОС) вновь обсуждали вопросы титульных списков объектов, на которые бюджет города должен выделить в 2012 г. средства. Юридической силы этот документ не имеет. Хотя в случае неисполнения или срыва сроков реализации каких-либо важных для жителей города работ чиновники администрации могут запросто сослаться на слишком долгое согласование титульных списков со стороны депутатов ДГОС. В Самаре такое происходит почти каждый год со времен мэра Георгия Лиманского.

16 апреля в Тольятти на аппаратном совещании мэрии с докладами о проделанной и предстоящей работе выступили руководители социально значимых структурных подразделений мэрии. Наиболее показательными можно было назвать выступления руководителя управления земельных ресурсов мэрии Тольятти Татьяны Холназаровой, руководителя департамента культуры мэрии Тольятти Елены Кузнецовой и руководителя управления физкультуры и спорта мэрии Тольятти Василия Одинокова. Несмотря на то что все трое уже не первый год работают на занимаемых постах, их доклады вызвали вопросы у нового мэра Тольятти Сергея Андреева.

В беседе Андреева с Одиноковым было мало оптимизма: «Василий Иванович, что у нас с ФОКами, которые мы в 2013г. будем строить за счет федерального бюджета? Тревожные звонки из области поступают, что опять можем деньги не получить».

Вопросы мэра к Кузнецовой касались такой щепетильной темы, как готовность властей города в рамках празднования Дня Победы достойно поздравить ветеранов. Кузнецова шаблонно отчиталась: «Традиционно в школах проходят встречи с ветеранами». На что Андреев пояснил: «Но не все же ветераны до школ могут дойти, люди пожилые. На дому поздравляете?» Кузнецовой после этого вопроса пришлось кивать в сторону коллег. Сложилось впечатление, что ей просто было нечего сказать, а ведь ее департамент уже не первый год участвует в подготовке мероприятии, посвященных Дню Победы.

Не меньше вопросов должно было возникнуть у многодетных семей Тольятти и к докладу Холназаровой. Она сообщила, что бесплатная передача земельных участков многодетным семьям произойдет только в 2014 г. Объяснение Холназаровой причин столь серьезного затягивания сроков дало повод увидеть в ней высококлассного бюрократа: «Мэрия Тольятти нуждается в получении субсидий для приобретения земельных участков, т. к. у нас в бюджете не заложены деньги на приобретение земельных участков из собственности третьих лиц, а их формирование запланировано на 2013-2014 гг.».

Всех этих руководителей объединяет то, что они были наняты на работу еще в бытность предыдущего мэра города Анатолия Пушкова. За время своей работы в мэрии они научились работать так, что их очень сложно уличить в каких-либо нарушениях. Другой вопрос — насколько результат работы этих опытных чиновников нацелен именно на ожидания граждан.

Самарское изобретение

Возвращаясь к самарским титульным спискам, стоит напомнить, что они тоже создавались под предлогом оперативного решения проблем, которые волнуют жителей.

Однако здесь важно вспомнить условия, при которых титульные списки вообще появились. Случилось это почти сразу после избрания 4 июля 2004 г. Самарской городской думы IV созыва (этот созыв работал до октября 2010 г.). На тот момент мэром Самары был Георгий Лиманский. Буквально сразу в думе обозначился раскол. Группа депутатов, сторонников мэра Лиманского, получила неформальное название «меньшевики» (10 человек). Тех, кто был настроен к мэру оппозиционно, назвали «большевиками» (23 депутата). Лидером группы «большевиков» стал депутат Виталий Ильин. В последующем его избрали председателем ДГОС. До появления в думе Ильин занимал должность вице-президента Группы «СОК». Группу «большевиков» сформировали депутаты, которые при избрании пользовались поддержкой трех титульных самарских ФПГ — Группы «СОК», Волгабурмаша и Волгопромгаза. Продвижение во власть своих людей могло позволить им получить влияние на распределение бюджетных потоков. Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев (на тот момент депутат Самарской городской думы от округа №8) сегодня вспоминает: «В моменты наибольшего противостояния городской думы с администрацией была ситуация, когда Лиманский попросту отказывался расписывать бюджет. Именно в этих условиях было принято решение, что депутаты будут сами писать бюджет, а глава — его исполнять». «Там было т. н. приложение 14.2. Оно заключалось в следующем. Деньги, которые выделяются по линии ЖКХ и благоустройства, носят укрупненный характер. Допустим, написано — 50 млн р. на ЖКХ. И уже другими актами эта сумма расписывалась самими чиновниками. Но юридически была возможность все это сразу расписать в бюджете путем рождения этого приложения, в котором находился поадресный список объектов», — пояснил Матвеев механизм работы титульных списков на том этапе. Таким образом депутаты — «большевики» пытались добиться от администрации того, чтобы она не могла ничего сделать и была вынуждена тратить деньги именно поадресно в соответствии с титульными списками. Чиновники мэрии были против этого и предлагали депутатам отказаться от идеи превращения этих списков в документ, обязательный к исполнению. Однако спикер Ильин категорически отказался это делать. «В итоге Лиманский просто не исполнил это приложение, а мы довели до жителей города, что средства заложены в бюджет, а город эти деньги не выделяет», — пояснил Матвеев.

Примечательно то, что практика самарских титульных списков больше нигде в области не применяется.

Скрытые рычаги

После избрания мэром Самары Виктора Тархова было понятно, что депутаты уже не будут столь категоричны в вопросах исполнения титульных списков. Это можно было объяснить тем, что три титульные ФПГ Самары с избранием Тархова получили возможность продвинуть своих людей в мэрию. Следовательно, необходимость оказывать давление на мэрию через депутатов отпала, но от титульных списков так и не отказались. Их продолжали составлять, согласовывать, но теперь это уже больше напоминало популистский ритуал. Однако при случае о списках вспоминали. Для начала можно было сделать так, чтобы отдельные депутаты затянули согласование списка. После этого искать виновных за срыв сроков ремонта школ и детских садов в администрации города становится почти невозможно.

В последние два года работы Тархова мэром в Самаре неоднократно всплывали случаи срыва сроков окончания ремонтных работ. Примечательно и то, что именно в этот период Тархов столкнулся со стремительным ростом оппозиционных настроений против него. Анализ ситуации показывает, что работа с титульными списками могла стать одним из незримых рычагов, способных подогревать оппозиционный настрой граждан.

Сегодня в Тольятти и Самаре главой города являются относительно молодые и энергичные управленцы. Оба получили опыт работы в правительстве Самарской обл. в качестве министров. Этот опыт помогает им более оперативно выстраивать коммуникации с руководством региона, привлекать в экономику своих территорий средства из вышестоящих бюджетов, что должно способствовать улучшению социальной сферы. Между тем наличие в системе управления Самары и Тольятти все еще не искорененных изъянов, сформированных в бытность работы предыдущих градоначальников, способно существенно затормозить развитие. Сегодня в стране формируется новая модель развития регионов. Исполнительная власть субъекта РФ должна со временем начать полностью опираться на устойчивость муниципалитетов. Однако шаткость положения самих муниципалитетов способна разбалансировать всю строящуюся конструкцию. В свете предстоящих выборов главы региона эта проблема способна породить куда более масштабные последствия.

Комментарии

Владимир СЮСИН, депутат Думы г. о. Самара IV, V созывов

- Титульные списки — это некие договоренности, которые юридической силы не имеют, но я рад, что такие договоренности перешли и в новый состав думы и что главой города эти договоренности соблюдаются. Наши действия будут просто более согласованы -где проводить первичные работы, а где вторичные. Депутаты на месте просто более осведомлены в этом вопросе. Списки — это в первую очередь обсуждение, в ходе которого департамент приводит свои аргументы, мы — свои. И в результате останавливаемся на чем-то приемлемом. Списки были инициированы самой думой. Может быть, ранее они были в другом виде. Просто списки стали неким документом, хотя он ничего и не регламентирует. Я не знаю, кто может считать списки неким инструментом давления. Наверное, это те люди, которые работают в думе всего второй год.

Михаил МАТВЕЕВ, депутат Думы г.о. Самара IV созыва, Самарской губернской думы IV, V созывов

- Титульный список составляется таким образом, что в него засовываются абсолютно все объекты, которые или выявили сами, или в отношении них существуют некие заявки. На 90% список состоит из нереальных работ, которые никто никогда делать не будет. Это некий лист своеобразных пожеланий. К примеру, что именно район хотел, чтобы в нем отремонтировали. Приходят жители на прием в администрацию или к депутату и говорят, что они хотят отремонтировать. Потом из этого списка, который является неким проектом, администрация выбирает уже те проекты, которые она реально будет делать, исходя из объема средств, выделенных на текущий год. Дальше начинаются своеобразные игры. Что-то включают, потому что там есть судебное решение или потому что там жители уже всю плешь проели. А что-то потому, что там присутствуют чьи-то интересы. И иногда депутат начинает шуметь.

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г. о. Тольятти

- Темы для основных докладов на аппаратном совещании отбираются мной лично из числа наиболее актуальных задач, стоящих на текущий момент перед мэрией. При их выборе, в большей мере, я опираюсь на запросы граждан, поступающие в мой адрес из общественной приемной, а также на результаты личных приемов граждан. Инициируя на аппаратном совещании обсуждение тех или иных вопросов, я не ставлю задачи дать оценку докладам подчиненным. Мэрия не школа, где каждый урок в журнал выставляют оценки. Для меня важна публичная фиксация состояния дел в той или иной отрасли, обозначение путей решения накопившихся проблем.