Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (413) | 16 апреля 2012г.
 

Влетели в копеечку

Льготники обошлись транспортникам Жигулевска в несколько миллионов

Екатерина Михасенок

В апреле получит продолжение судебный процесс по иску ООО «Стрела» к Министерству финансов РФ и Министерству управления финансами Самарской обл. о взыскании более 8 млн р. В арбитраже сложилась практика обращения ООО «Стрела» и ООО «Союз», подконтрольных Евгению СТЕПАНОВУ (на фото), к госструктурам за возмещением убытков, связанных с перевозкой льготных пассажиров. Однако разбирательства не приводят стороны к применению единой системы расчетов этих убытков.

ООО «Стрела» и ООО «Союз» осуществляют пассажирские перевозки на территории Жигулевска. Директором ООО «Стрела» является Андрей Кабанихин. Директором «Союза» выступает Сергей Гладченко — муж председателя Думы г. о. Жигулевск Ольги Гладченко. Примечательно, что ранее директором ООО «Союз» и ООО «Стрела» являлся Евгений Степанов. По данным ЕГРЮЛ, Степанову принадлежат более половины долей уставного капитала этих компаний. Другие учредители «Союза» и «Стрелы» -Иван Фомин, Владимир Семкин, Владимир Тюличкин.

Муниципальные автотранспортные предприятия в Жигулевске отсутствуют. «Стрела» и «Союз» осуществляют деятельность на основе договоров об организации городских регулярных пассажирских маршрутных перевозок с 2010 по 2014 гг. Договоры были заключены с администрацией еще в январе 2010 г. Ключевым условием этих договоров является перевозка отдельных категорий граждан (пенсионеров и школьников). Между самими компаниями — ООО «Союз» и ООО «Стрела» — заключен договор простого товарищества, по условиям которого льготы гражданам предоставляются компаниями пропорционально — «Союзу» 30%, «Стреле» 70%.

Из материалов более ранних судебных разбирательств перевозчиков и министерств становятся известны некоторые немаловажные нюансы расчетов.

Так, в 2011 г. «Стрела» совместно с «Союзом» взыскала порядка 4,5 млн р. убытков за 2010 г. Претензии к госструктурам возникли на фоне якобы бездействия органов исполнительной власти, которые выражаются в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий.

В материалах арбитражного разбирательства приводится механизм расчета. «Размер убытков за 2010 г. определяют исходя из суммы ущерба за месяц за минусом суммы денежных средств, вырученных от реализации единого социального проездного билета (ЕСПБ) и перечисленных департаментом транспорта г. о. Самара. Расчет выпадающих доходов в окончательной редакции основан на том, что расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок по ЕСПБ», — поясняется в постановлении апелляционной инстанции от 16 января 2012 г.

Таким образом, взысканию подлежит сумма, исходя из расчета разницы между стоимостью 50 поездок для граждан и стоимостью ЕСПБ. Количество поездок устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных исследований пассажиропотока, согласованных с органами государственной статистики.

«В целях предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. ежеквартально, в срок до 20 числа отчетного периода, направлялась информация, согласно установленной форме, в которой отражались данные о количестве проданных ЕСПБ, о выпадающих доходах от перевозки льготной категории граждан», — сообщает и. о. руководителя пресс-службы администрации г. о. Жигулевск Ирина Данилова.

С таким способом расчета Минфин не согласился. Решение Арбитражного суда Самарской обл. о взыскании 4,5 млн р. обжалуется в кассационной инстанции. «Расчет убытков неполученной платы от льготных категорий пассажиров должен исчисляться исходя из иного способа расчета (30; 17,3 поездки в месяц) с применением порядка заполнения и предоставления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью метрополитенов», -поясняется позиция министерств в материалах дела. Тем временем притязания перевозчиков пополнились новым иском о взыскании 8 млн р.

В любом случае ситуация с компенсациями в 2012 г. может измениться. С 1 февраля т. г. в Жигулевске, также как и в Самаре и Тольятти, не реализуются ЕСПБ. Перевозка граждан производится по социальным картам жителя Самарской обл., для считывания поездок по которым применяются валидаторы. Другой вопрос, насколько транспорт Жигулевска ими оснащен.