Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (413) | 16 апреля 2012г.
 

Степан Ракицкий:

Мы можем дать городу несколько рациональных предложений

Алиса Лаптева

В Государственной думе на рассмотрении находится проект изменений в Федеральный закон «О похоронном деле». Поправки были подготовлены Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России и должны привести к качественным изменениям в ритуальном секторе, но законопроект, по мнению экспертов отрасли, все же требует доработки. О предлагаемых нововведениях с точки зрения реальной обстановки в ритуальной отрасли корреспонденту «Хронографа» рассказал член экспертного совета ФАС России, председатель ревизионной комиссии Корпорации руководителей похоронных предприятий РФ, директор МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг г. о. Тольятти» Степан РАКИЦКИЙ.

- Степан Степанович, насколько предлагаемые ФАС России изменения адекватны сегодняшнему состоянию похоронной отрасли?

- Законодательство в области похоронного дела вообще практически не менялось с 1996 г. На муниципальном уровне ритуальная сфера регламентируется документами примерно того же времени. Это первое настолько глобальное предложение по изменению ситуации в отрасли за последние шестнадцать лет. При ФАС России с 2009 г. действует экспертный совет по вопросам развития похоронного дела. Его членами являются более 50 экспертов, практикующих специалистов отрасли, в т. ч. и я. Помимо деятельности экспертного совета еще до его образования ФАС ведется масштабный анализ рынков похоронных услуг. В частности, изучается конкуренция на локальных рынках, существующие экономические и административные барьеры. От заседания к заседанию росло и укреплялось осознание того, что старый ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» несовершенен, отсутствует система стандартизации ритуальных услуг, не хватает мест захоронения, а стоимость гарантированного перечня ритуальных услуг занижена. И хотя ритуальной сфере реформаторский зуд противопоказан, но необходимость объективных, обусловленных жизнью изменений назрела давно.

- Какие ключевые моменты предлагается внести в действующее законодательство?

- В соответствии с проектом изменений лица, оказывающие ритуальные услуги, в обязательном порядке должны быть членами саморегулируемой организации (СРО). В ритуальной сфере многие традиционные законы конкуренции не действуют. Поэтому, на мой взгляд, саморегулирование — путь цивилизованного развития похоронной отрасли. Не исключено, что единственно верный. Какими-либо другими способами существенных результатов пока не удавалось добиться. Проект закона определяет существенные условия для вступления в СРО. Во-первых, четко разделяются виды ритуальных услуг и, соответственно, требования к лицу, их оказывающему. Это агентские услуги; услуги по захоронению и перезахоронению; по организации и проведению обряда прощания; по предпохоронному содержанию останков умерших. Если организация оказывает подобные услуги, то она должна иметь на законном основании, в аренде или собственности, здания или помещения, где собирается оказывать услугу и хранить соответствующее оборудование. Лицо, оказывающее услугу по захоронению, для вступления в СРО должно иметь не менее двух единиц катафального, причем зарегистрированного именно как катафальный, транспорта и средства защиты при эксгумации. Жесткие требования предлагается установить к уровню образования работников похоронной сферы, за исключением тех организаций, которые занимаются только установкой намогильных сооружений и транспортированием останков и праха умерших. При этом они должны иметь на законных правах транспорт, отвечающий санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Есть, правда, один существенный момент. Даже в таком крупном городе, как Тольятти, будет очень сложно либо практически невозможно сформировать СРО из 25 компаний, отвечающих всем требованиям, предъявляемым к членам СРО.

Я все-таки думаю, что при дальнейшем обсуждении в Госдуме данный закон будет адаптирован к законодательству о СРО и будет предусмотрено сокращение обязательных членов СРО. Поскольку в похоронной деятельности, в отличие от строительства, невозможно объединение предприятий, относящихся к разным муниципальным образованиям.

Тем не менее ритуальная отрасль нуждается в регулировании, не только внешнем, но и внутреннем. Пока закон не принят, часть функций мог бы выполнять определенный действующим законодательством о похоронном деле наблюдательный совет, который в городе, кстати, создан, но не провел ни одного заседания. В наблюдательный совет входят не только представители отрасли, но и представители органов местного самоуправления, надзорных органов, духовенства и ветеранских организаций. Таким образом осуществлялось бы взаимодействие по всем проблемным и «горячим» точкам, важным для нашей деликатной отрасли.

Наш город готов к СРО похоронных предприятий. По сути, мы уже работаем как СРО. Как человек, знающий похоронку в России в целом, могу сказать, что в Тольятти создан самый благоприятный климат для всех участников ритуальной отрасли.

- Какие проблемы отрасли вы имеете в виду?

- Во-первых, решение проблем с землями кладбищ, и в первую очередь под ветеранские захоронения. Пока я могу вспомнить только обратные примеры. Три года городской депутат Федор Ивонинский инициирует рассмотрение вопроса о выделении участка под воинские захоронения. И все три года безуспешно. 3 апреля вопрос снова был исключен из повестки пленарного заседания Думы г. о. Тольятти. Оформление земельных участков под новое городское кладбище идет еще медленнее. Главный тормоз процесса — постоянные бюрократические проволочки: то генплан не утвержден, то схема зонирования не соответствует, то границы не определены или нет денег на все вышеперечисленные мероприятия, то, по мнению отдельных депутатов, нужно разработать специальное положение о том, кого и как на воинские места будут захоранивать. Хотя все нормативные документы есть: и в законодательстве о погребении, и о ветеранах. Мы уже были вынуждены вылезти за оформленные границы тоазовского кладбища. Т. к. эта территория только в процессе оформления, то расчищать площадь под захоронения, убирать горельник и проводить другие хозяйственные мероприятия пришлось опять за собственный счет. Только в этом году у нас в городе первая услуга по содержанию кладбищ была выставлена на торги.

Во-вторых, взаимодействие между самими структурами, в т. ч. отвечающими за содержание кладбищ и, собственно, за захоронения. Предлагаемые ФАС изменения запрещают заниматься одновременно и похоронной деятельностью, и содержанием кладбища. Сказано, что, независимо от организационно-правовой формы, компания, занимающаяся содержанием кладбища, не вправе оказывать услуги по погребению, даже частично. И, соответственно, наоборот. Вопрос спорный, и даже на уровне экспертного совета он не нашел поддержки. Какое бы решение не было принято, и здесь необходимо взаимодействие, которого на уровне СРО добиться нельзя, а на уровне наблюдательного совета — можно.

В-третьих, взаимодействие по вопросам разработки муниципальных правовых актов, регламентирующих нашу деликатную отрасль.

Для любой отрасли плохо, когда разработкой правовых актов занимаются исключительно чиновники-теоретики либо одни лишь юристы да экономисты. Это путь к созданию неработающих актов. Например, законопроект, внесенный в Госдуму. В нем много действительно здравых мыслей, свидетельствующих о том, что по отдельным моментам разработчик глубоко погрузился в предмет. Самый важный момент — государственные гарантии на погребение — там не отражен. Хотя для многих людей, например, бездомных, безродных, малоимущих, госгарантии — практически единственный способ обрести последнее пристанище в соответствии с канонами, принятыми в обществе. Думаю, в процессе работы над законом эту досадную оплошность исправят.

- Недобросовестным участникам рынка будет сложнее заниматься теневой деятельностью?

- Я думаю, да. В проекте изменений появились принципиально новые статьи, регламентирующие взаимоотношения «продавца» и «потребителя». Предлагается четко прописать запрет на навязывание услуг родственникам усопших должностными лицами, имеющими, в силу своих профессиональных обязанностей, доступ к информации о фактах наступления смерти. Отчасти это относится и к случаям, когда похоронный агент приезжает раньше, чем скорая помощь. В законе предлагается прописать обеспечение имущественной ответственности при оказании ритуальных услуг и создание компенсационного фонда СРО в сфере похоронного дела. Естественно, что при наличии такого фонда и имущественной ответственности правление СРО тысячу раз подумает, перед тем как брать в свои члены организацию с сомнительной репутацией. Теневая деятельность создает препятствие здоровой конкуренции. В законе прописано, что СРО должно раскрывать в сети Интернет информацию о себе, своих членах, учредительные документы и еще целый перечень документов. Более того, впервые в федеральном законе прописываются нормы профессиональной этики. Вводится понятие «свод принципов и базовых правил поведения, разрабатываемый СРО».

Пока закон не принят и у нас нет СРО, нечто подобное, как уже было отмечено, можно было бы организовать в формате наблюдательного совета. Да и сами ритуальщики готовы объединиться в целях повышения качества услуг и совместного решения проблем. Городу появление централизующей структуры было бы выгодно. Появилась бы хорошо структурированная отрасль, со своими стандартами и, если можно так выразиться, кодексом чести. В такой ситуации можно было бы говорить об ином качестве услуг: совместном строительстве прощальных залов, приобретении специализированного транспорта, обучении людей, внедрении новых услуг, церемониймейстера, к примеру, либо содержании мест захоронения на постоянной основе по договору с родственниками. По сути, все, что нам надо и чего мы ждем от города, -принятия управленческих решений. Если они появятся, то мы можем хоть завтра дать городу несколько рациональных предложений и реализовать их уже в формате СРО.

- Останется ли место во всей этой структуре для муниципальных предприятий?

- По моему глубокому убеждению, для выполнения государственных социальных обязательств по захоронению все равно необходим будет тот или иной хозяйствующий субъект, контролируемый органом местного самоуправления и подчиняющийся ему. Это может быть и ООО, и ОАО со стопроцентным капиталом муниципалитета. В любом случае это должно быть не учреждение, а конкурентоспособный хозяйствующий субъект.