Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (399) | 26 декабря 2011г.
 

Тугие сети

Федералы не прочь подзаработать на сызранцах

Вероника Синицына

В декабре получила подтверждение информация о многочисленных претензиях к работе федеральных и региональных торговых сетей, представленных в Сызрани. В частности, вопросы имеются к магазинам под такими известными брендами, как «Перекресток», «М.видео», «Техносила». Особенно актуально это накануне предновогодних распродаж, когда сети объявляют различные рекламные акции.

В последнее время появилось большое количество жалоб на качество приобретенных товаров и оказанных услуг в магазинах Сызрани. Претензии возникают как у потребителей, так и у контролирующих органов. Начальник Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской обл. в г. Сызрани (Роспотребнадзор) Игорь Ефимов сообщил «Хронографу»: «Общее количество претензий на качество товара, поступивших в 2011 г., составляет 368. Большинство вопросов возникает при обнаружении недостатков товаров, как продовольственных, так и непродовольственных».

Необходимо отметить, что вопросы имеются к торговым сетям, реализующим как непродовольственные, так и продуктовые товары. По информации официального источника, за первое полугодие 2011 г. Роспотребнадзором в Сызрани было забраковано 12 партий пищевых продуктов общим объемом 80,8 тыс. кг. Большая часть товаров была с истекшим сроком годности. В 2011 г. к административной ответственности привлекались ООО «Агроторг-Самара» (магазины «Пятерочка») и ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит»). В числе нарушителей называлось и ЗАО «ТД «Перекресток». Имеются вопросы и к магазинам, работающим под такими известными брендами, как «М.видео» и «Техносила».

Сети нередко применяют в ходе своих акций такой известный маркетинговый ход, как объявление на отдельные товары «шоковой» цены. Это стимулирует рост числа клиентов. Они приходят за дешевой продукцией, но не всегда могут на практике ее приобрести. В результате приобретают более дорогие товары.

Нарекания вызывает и качество товаров, приобретенных со скидками в ходе различных акций.

Не исключено, что товар изначально имеет ненадлежащее качество и поэтому реализуется со скидкой. Так как подобные случаи не единичны, стоит предположить за ними общие формы построения подобного бизнеса федеральными и региональными сетями.

В таких случаях может нарушаться не только ФЗ «О защите прав потребителя» в части обмана потребителя относительно цены товара, но и ФЗ «О рекламе» в части недостоверности сообщаемой рекламы.

По мнению наблюдателей, возникновению проблемных ситуаций способствует еще и территориальная система строительства сетевого бизнеса, удлиненность цепочки, наличие посредников. Так, например, филиалы, представительства значительно удалены от головных компаний. Также, по распространенной практике, на местах совсем необязательно сети присутствуют как юридические лица. Кроме того, зачастую отсутствует открытая информация о филиалах торговых сетей, об их руководителях и местонахождении. Реальные же владельцы компаний зарегистрированы в офшорных зонах.