Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (399) | 26 декабря 2011г.
 

Как подставить АВТОВАЗ

«Полад» умеет сослужить партнерам не самую хорошую службу

Егор Кошеров

В декабре Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Самарской обл., предписывающее ЗАО «Полад» снести автосалоны LADA и Chery с земельного участка, не принадлежащего структурам ГК «Полад». В декабре председатель совета директоров ЗАО «Полад» Виктор ПОПОВ (на фото) принял участие в первом пленарном заседании Самарской губернской думы как вновь избранный депутат. Однако важных постов Попов не получил. Модераторам из СГД, судя по всему, ни к чему усиление политика, чей бизнес вызывает вопросы у правоохранительных органов и объективную оценку которому дали суды различных инстанций. Что касается одного из основных направлений деятельности ЗАО «Полад-Авто», то сейчас деятельность дилерского направления бизнеса Виктора ПОПОВА может стоить ОАО «АВТОВАЗ» обвинений в предвзятом отношении к другим дилерам.

Умеет войти в доверие

2 ноября пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» распространила официальный пресс-релиз по итогам работы конференции руководителей предприятий сервисно-сбытовой сети компании. В завершении конференции топ-менеджеры АВТОВАЗа наградили дилеров LADA, признанных лучшими по итогам работы в 2011 г. Одним из лучших предприятий-дилеров стало и ЗАО «Полад-Авто». Примечательно, что подобной награды удалось добиться именно той компании, которая в принципе не смогла выполнить даже формальных требований к предприятиям сервисно-сбытовой сети (ПССС). Если верить данным баланса на открытых ресурсах, ЗАО «Полад-Авто» вообще не обладает никакими существенными материальными активами. Основные средства, по данным открытых источников, специализирующихся на публикации данных Росстата, оцениваются в 10 тыс. р., незавершенного строительства и вовсе не имеется.

Вместе с тем на официальном сайте ОАО «АВТОВАЗ» можно найти т. н. «Основные требования к дилеру ОАО «АВТОВАЗ». Согласно этим требованиям, «предприятие обязано иметь статус юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО). Земля, здания, сооружения должны быть в собственности. Допускается долгосрочная (не менее пяти лет) аренда земли, зданий и сооружений с регистрацией договора в Федеральной регистрационной службе. Информация о собственниках должна быть доступна для ОАО «АВТОВАЗ». Более того, минимальный размер земельного участка под предприятие ПССС должен составлять не менее 4 тыс. кв. м.

Нетрудно оценить затраты каждого конкретного ПССС, пожелавшего стать официальным дилером ОАО «АВТОВАЗ». Выкуп земельного участка и строительство автосалона, даже по самым скромным подсчетам, можно оценить в сумму, превышающую 100 млн р., однако Виктору Попову удалось существенно сэкономить на земельном участке и, возможно, на налоге на основные средства.

Если верить официальным источникам, ОАО «АВТОВАЗ» не было в курсе того, что компания, претендующая на дилерство — по одним данным, ЗАО «Полад», по другим — ЗАО «Полад-Авто», -имеет проблемы имущественного характера. Сейчас компаниям Виктора Попова предложено представить АВТОВАЗу пакет документов, подтверждающих собственность на земельный участок и объекты недвижимости.

Однако суть происходящего от этого не меняется. С умыслом или без, но в пуле дилеров АВТОВАЗа появилась компания, оказавшаяся «равнее прочих». Учитывая то обстоятельство, что сейчас автогигант предложил девяти дилерским компаниям Тольятти сконцентрировать свои усилия на техническом обслуживании автомобилей, но больше ими не торговать, у некоторых дилеров-отставников может появиться желание обратиться за помощью в УФАС. При определенных обстоятельствах УФАС может заподозрить, что автогигант создает для своих дилеров неравные условия. В денежном выражении расплата АВТОВАЗа за свое доверительное отношение к некоторым дилерам может быть весьма высокой. Переадресовать претензии в сторону компаний Виктора Попова при этом вряд ли удастся, хотя наиболее заинтересованными в продаже вазовских машин лицами являются именно они.

Попов обошелся без недвижимости

Что касается дилерства ЗАО «Полад-Авто», то вся недвижимость (да и то в качестве незавершенных строительством объектов) может быть сосредоточена на балансе ЗАО «Полад». По крайней мере, по данным самой компании на 1 января 2011 г., стоимость незавершенки составляет 327 млн р. Права собственности на объекты недвижимости — на автосалоны LADA и Chery, земельный участок под ними — у ЗАО «Полад» нет, и они фактически являются самовольным строительством. По крайней мере, именно об этом говорит вступившее в законную силу решение суда по делу №А55-3802/2011.

Есть и другая информация, характеризующая бизнес Виктора Попова с неожиданной стороны. Правда, касается она не ЗАО «Полад-Авто», а ее материнской компании -ЗАО «Полад». В настоящий момент Следственный отдел по г. о. Тольятти СУ СК РФ по Самарской обл. должен определиться с процессуальным решением в отношении ЗАО «Полад». ОРЧ №11 ГУ МВД РФ по Самарской обл. сообщило о том, что ЗАО «Полад» имеет определенные трудности с исполнением налогового законодательства.

По данным ОРЧ-11, доля неуплаченного налога ЗАО «Полад» в сумме налогов и сборов, под лежащих уплате, составляет 2,28%. «В ходе проведения проверки было установлено, что сумма налога на имущество, подлежащая уплате ЗАО «Полад» за период 2009-2010 гг., по основным средствам дилерского центра LADA и дилерского центра Chery, составляет 3729499,23 р.», — говорится в официальном сообщении за подписью заместителя начальника ОРЧ №11 ГУ МВД РФ по Самарской обл. Владимира Шумилова. От председателя совета директоров ЗАО «Полад» Виктора Попова комментариев на эту информацию не последовало.

Имидж – ничто

Как бы там ни было, но нестабильность в дилерской среде способна ударить прежде всего по самому ОАО «АВТОВАЗ» и перечеркнуть ту существенную работу, которую производили акционеры автогиганта по наведению на предприятии европейского лоска. Но едва ли можно предположить, что президент Renault-Nissan Карлос Гон или Глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов лично вникают во взаимоотношения автопроизводителя с каждым конкретным ПССС и вообще что-либо слышали о ГК «Полад». Зато у них есть гораздо более глобальные задачи — лоббировать интересы АВТОВАЗа на уровне правительства РФ или альянса Renault-Nissan, как в плане финансирования по госпрограмам, так и в плане поиска зарубежных инвестиций. Риск претензий антимонополыциков, который, по мнению экспертов «Хронографа», существует в ситуации с ЗАО «Полад-Авто», является более чем веским обстоятельством, которое может испугать инвесторов, решившихся вложить свои деньги в развитие отечественного автопрома. Едва ли отечественную торговлю автомобилями, сопряженную с имущественными и налоговыми неурядицами, способен оценить инвестор или покупатель отечественного авто. Крайним в этом случае рискует остаться именно АВТОВАЗ, и это при том, что автогигант, как следует из официальных данных, изначально относится к своим ПССС как к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свои права разумно и добросовестно. И даже по мере сил поддерживает конкуренцию между дилерами, премируя одних и расторгая отношения с другими.

Деятельность дилерского направлении ЗАО «Полад», а именно сотрясающие ее скандалы, могут дискредитировать сам принцип формирования дилерской сети и принцип работы АВТОВАЗа с населением через ПССС. Тем более что рядовой покупатель лично с Чемезовым и Гоном не знаком, а АВТОВАЗ для него начинается с порога автосалона.

В этой связи любой скандал в дилерской среде, равно как и своеобразное отношение отдельных ПССС как к законодательству РФ, так и к обычаям делового оборота неизбежно скажутся на имидже автопроизводителя. Будет ли чувствовать свою ответственность за это «исключительный дилер»? Это вопрос, достойный обсуждения.