Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (397) | 12 декабря 2011г.
 

Маргинальная политика

Кому нужна «красная» Самара

ИА «Центр-Инфо»

Предвыборная кампания в Госдуму и СГД вскрыла целый ряд трендов, наметившихся в обществе. В первую очередь следует отметить рост социальной активности. Что, в общем-то, и следовало ожидать после десятилетия социальной апатии. При этом настроения общества стали меняться быстрее, чем предложения на политическом рынке. Таким образом, сделавшийся популярным за последние пару лет термин «застой» получил целый ряд подтверждений. Партийная же номенклатура отыграла эти выборы, не предложив обществу ничего, зато проведя предел сфер влияния и создав предпосылки для реванша обиженных представителей ФПГ.

Общество, испытывающее усталость от усиливающегося номенклатурного доминирования и отсутствия понятного набора социальных ценностей, все настойчивее требует обновления. При отсутствии сколько-нибудь конструктивных оппозиционных сил и графы «против всех» основное внимание переключается на «признаки прошлого», в первую очередь на КПРФ. И здесь уже начинает складываться парадоксальная ситуация. Одним из основных предвыборных тезисов КПРФ является национализация. Но именно из-за национализации основных отраслей Запад подвергает сегодня критике действующий в России режим.

Есть и еще один аспект. Вряд ли у кого возникают сомнения в том, что Тольятти стал центром «красного пояса» региона именно в результате установления контроля прогосударственных структур над ОАО «АВТОВАЗ».

Аналогичная ситуация в нефте- и газодобывающей промышленности. Последствия этой «национализации» в виде цен на бензин и коммунальные ресурсы еще интереснее. Таким образом, оппозиция во главе с КПРФ выступила неким индикатором антирейтинга ЕР.

Собственно говоря, ЕР получила то, что должна была получить, апеллируя в своих политических устремлениях к тем же социальным группам, что и КПРФ. В результате электорат, желающий ничего не делать, ни за что не отвечать и получать зарплату или пособие, пошел за теми, кто пообещал в качестве бонуса сделать плохо начальникам. Самое удручающее в этой ситуации то, что оппозиция предлагала не обновлять страну, а вернуться в СССР.

Ни о каком обновлении сегодня не ведут речи и т. н. партии либерального толка. С одной стороны, они, судя по всему, и не ставят перед собой никаких сверхзадач, с другой — на местах ряды таких партий очень быстро заполняются все той же номенклатурой начального уровня. Либо экс-номенклатурой, всякого рода экс-министрами, экс-вице-мэрами, экс-депутатами и т. д. Людьми неимоверно далекими от реальных забот выпавшего из политического процесса среднего класса. Собственно говоря, и на федеральном уровне предложение для среднего класса ограничивается слоганами «кто прав, тот и сильнее» или «Яблоко» рулит». Да и вообще, нынешняя оппозиция способна выдвигать идеи только в виде противодействия «прессингу со стороны официальных структур». Если же оппозиция получает «зеленую улицу», то сразу же утрачивает способность предлагать что-то электорату.

Таким образом, маргинализация всех политических сил налицо. В результате этого сегодня даже «патриотизм» стал понятием маргинальным.

Тем не менее прошедшие выборы дали уникальный для нынешней России эффект. Общество почувствовало, что можно что-то изменить. Причем не благодаря агиткам «приди и проголосуй», а именно благодаря результатам выборов. В региональном отношении следует отметить, что смена политических настроений у избирателей имеет инерционный характер. Теперь следует ожидать мартовского эффекта, когда «красная волна» из Тольятти и Новокуйбышевска накроет Самару в день президентских выборов. Кстати, у «красной волны» наверняка найдутся и спонсоры. Региональные ФПГ в политическом отношении можно поделить на две категории. Первая — те, кто за последние четыре года потерял обороты и влияние. Вторая — те, кто, наоборот, эти параметры нарастил. Так вот, если первая группа жаждет реванша, то вторая — избавления от контроля со стороны «вертикали власти». Таким образом, многое готово для включения Самарской обл. в «красный пояс».