Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (397) | 12 декабря 2011г.
 

О народе не думают

Депутатам троллейбусы оказались не нужны

Илья Ширтанов

7 декабря Дума г. о. Тольятти (ТГД) в очередной раз отклонила проект бюджета города на 2012 г., а также вносимые поправки в бюджет 2011 г. Причина, по которой депутаты ТГД вернули эти вопросы на доработку осталась прежней. Депутаты категорически не согласны с предложенной схемой обновления парка МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТГУ).

На внеочередном заседании ТГД депутаты единогласно решили отклонить проект бюджета г. Тольятти на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. Было решено бюджет в первом чтении отправить на доработку, с рекомендацией уменьшить верхний предел долговой нагрузки. Из этого следует, что из-за действий депутатов ТГД город лишается возможности обеспечить гарантией кредитную линию Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которую планировалось открыть для закупки троллейбусов.

Как считают сами депутаты, необходимо искать другие схемы обновления подвижного состава МП «ТТУ». Высказывались версии о том, что нужно рассмотреть варианты удешевления данного проекта.

Можно напомнить, что ранее предполагалось получение кредита ЕБРР под городские гарантии в размере порядка 587 млн р. При этом было отмечено, что эта гарантия не предусматривает право регрессного требования со стороны заимодавца, т. е. ЕБРР, к гаранту — тольяттинскому муниципалитету. Получается, что без права регрессного требования городской бюджет предоставляет эти гарантии формально, не создавая реальной нагрузки. Однако и такая позиция не устроила представителей ТГД.

Учитывая мнение депутатов о возможности закупки троллейбусов для парка МП «ТТУ» другими способами, можно рассмотреть некоторые из них. В частности, был озвучен такой вариант, как приобретение городского транспорта прямыми закупками, без привлечения кредита. Также называлась и сумма, в которую можно уложиться. 240 млн р., о которых велась речь, по словам депутатов, должно хватить для закупки троллейбусов. Но в бюджете этих денег не предусмотрено и вряд ли будет предусмотрено.

Накануне выборов в мэры политическая спекуляция более выгодна, нежели закупка новых троллейбусов
Накануне выборов в мэры политическая спекуляция более выгодна, нежели закупка новых троллейбусов

Кроме того, при таком развитии событий нагрузка на бюджет ложится уже на 100%. А само МП «ТТУ» будет лишено возможности участвовать в выборе троллейбусов, которые должны будут поступить на его баланс. Соответственно, не будут учтены оптимальные технические характеристики для нормальной эксплуатации и обслуживания. О создании комфортных условий для пассажиров речь также не идет.

Проще говоря, в соответствии с законодательством на аукционе будет закуплена техника у того, кто предложит минимальную цену. В этом случае возникает вопрос: нужны ли городу неудобные, устаревшие в моральном и техническом плане троллейбусы? С другой стороны, у жителей города также может сформироваться негативное мнение по этому вопросу. Человек, который живет в этом городе, платит налоги, надеется на нормальное отношение города к нему. Однако пока все выглядит по-другому.

Если вернуться к техническим характеристикам троллейбусов, то можно отметить, что сейчас их выбор достаточно велик. Низкопольные троллейбусы дороже других вариантов, но, с другой стороны, обновление парка происходит именно для повышение качества оказываемых пассажиром услуг. Это современные машины, приспособленные для перевозки людей с ограниченными возможностями. Кроме того, они более удобны и безопасны для использования всеми группами населения. В пример можно привести новые автобусы МП «ТП АТП 3», пришедшие недавно в город и уже эксплуатирующиеся на маршрутах. Многие предпочитают передвигаться только на новых машинах, что само по себе может являться показателем. Соответственно, и выручка растет именно на тех маршрутах, где работает новая техника.

Также можно отметить, что сейчас производятся троллейбусы, укомплектованные энергоэкономичными двигателями, способными затрачивать электроэнергии на 30% меньше по сравнению с более старыми моделями. Соответственно, затратная часть на их эксплуатацию снижается на треть, что, в свою очередь, обеспечивает повышение доходной части предприятия, эксплуатирующего эти машины. Если иметь в виду МП «ТТУ», то при некоторых подсчетах даже этих сэкономленных денег может хватить на выплаты по кредиту.

Отдельно стоит отметить тот факт, что решения ТГД по троллейбусам принимаются без оглядки и единогласно. Проект бюджета на 2012 г. отклонялся уже два раза. Если такая тенденция будет иметь продолжение, то можно будет прогнозировать следующее развитие событий. До окончания 2011 г. остается не так много времени, поэтому есть вероятность, что и к началу 2012 г. город не получит утвержденного бюджета. В этом случае будет применена система расчетов по 1/12 от показателей прошлого года, т. е. Тольятти будет жить в 2012 г. по бюджету 2011 г., увеличенному на инфляционную составляющую. Накануне выборов в мэры Тольятти, возможно, у кого-то существует определенный интерес к созданию подобной ситуации. Однако нужно надеяться, что такого не произойдет.

Комментарии

Алексей БОБРОВ, директор МП «ТТУ»

- Сейчас на движение троллейбусов, т. е. на потребление электроэнергии, мы затрачиваем порядка 9 млн р. в месяц. Если у нас будет экономия порядка 30%, это если будет заменен весь парк, то в годовом исчислении эта сумма будет выражаться показателем около 32 млн р. В таком случае мы практически уходим от зависимости от городского бюджета. Почему-то такие моменты многие упускают из виду.