2010 г. можно назвать годом оживления машиностроения. По крайней мере, большинство традиционных лидеров Самарской обл. увеличили обороты. В большей степени это касается предприятий, занятых производством автомобилей, комплектующих, материалов и запасных частей к ним. Среди таких ОАО «АВТОВАЗ», президентом которого является Игорь КОМАРОВ, и его сателлиты. Но основная часть лидеров, прежде всего из сектора автомобилестроения, так и не вернулась к докризисным показателям. Таким образом, демонстрировать красивые цифры компании могут только В отрыве от истории предыдущих лет.
За 2010 г. АВТОВАЗ показал выручку чуть менее 138 млрд р. Это на 53 млрд р. больше, чем в 2009 г., выручка в котором у АВТОВАЗа была около 84 млрд р. В процентном соотношении рост произошел примерно на 64%. В 2009 г. АВТОВАЗ показал рекордные убытки — более 38 млрд р. 2010 г. компания закончила с прибылью — 2,1 млрд р. Но не стоит забывать, что во многом на итоговый показатель прибыли повлияла сделка по продаже трех дочерних обществ АВТОВАЗа — ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК». В последней декаде декабря 2010 г. АВТОВАЗ продал 100% акций этих компаний в пользу ООО «РТ-Энергоэффективность», на 100% принадлежащего ГК «Ростехнологии», которая также является основным акционером самого АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №1 (354) от 17.01.11). В апреле руководитель пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов сообщил: «За счет средств, вырученных от продажи непрофильных энергетических активов, в декабре 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» выплатило ГК «Ростехнологии» 2,56 млрд р. в рамках частичного погашения ссуды» (см. «Хронограф» №20 (373) от 30.05.11). Т. е., не будь продажи трех энергетических компаний, АВТОВАЗ, скорее всего, и в 2010 г. показал убыток. При этом, чтобы превысить показатели 2008 г., АВТОВАЗу придется еще значительно нарастить уровень производства. | | По итогам 2008 г. компания показала выручку 160 млрд р. Судя по всему, сделать это АВТОВАЗу удастся не благодаря развитию модельного ряда, а благодаря росту количества произведенных автомобилей. Причем не столько за счет тольяттинской площадки, а за счет того, ЧТО теперь АВТОВАЗ контролирует мощности обанкроченного ОАО «ИжАвто». 27 октября АВТОВАЗ приобрел 100% долей ООО «Объединенная автомобильная группа», которое производит автомобили на мощностях ИжАвто (см. «Хронограф» №39 (392) от 07.07.11). Из других предприятий, занятых в автомобилестроении, на лидирующих позициях, а именно на третьем месте общего рейтинга, оказалось дочернее предприятие АВТОВАЗа-ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Это совместное предприятие увеличило обороты с 8,3 млрд р. в 2009 г. до 13,3 млрд р. — в 2010 г. Т. е. рост составил около 60%, или 5 млрд р. в абсолютном значении. Но и Джи-Эм — АВТОВАЗ так и не дотянул до показателей 2008 г., когда компания показала выручку в 16,4 млрд р. На четвертом месте по итогам 2010 г. находится ОАО «АвтоВАЗагрегат», чьи обороты за год увеличились с 2,9 до 5,5 млрд р., т. е. на 89%. Генеральным директором ОАО «АвтоВАЗагрегат», по данным Росстата, является Алексей Миргородский. В августе 2011 г. он сменил в этой должности Александра Маштакова. Но и при таком внешне значительном росте компания, в основном, занятая поставками на АВТОВАЗ, так и не достигла докризисного уровня. По итогам 2008 г. АвтоВАЗагрегат показал выручку в 7,7 млрд р. В полной мере такая же тенденция касается ООО «Детальстройконструкция» (ДСК) и ОАО «ТЗТО» (8-е и 13-е место), чей объем сбыта почти полностью зависит от вазовской конъюнктуры. ДСК и ТЗТО контролирует семья председателя Думы г. о. Тольятти Алексея Зверева и его партнеры. У ДСК рост за год произошел с 1,8 до 2,9 млрд р. При этом за 2008 г. ДСК показал выручку 4,4 млрд р. По итогам 2010 г. ДСК показал убыток более 24 млн р. | | Что касается ТЗТО, то здесь аналогичная картина. В 2010 г. была показана выручка 2 млрд р., в 2009 г. -1 млрд р. При этом в 2008 г. выручка ТЗТО была 2,3 млрд р. В 2010 г. ТЗТО сработал в убыток -11,8 млн р. На фоне компаний, связанных с АВТОВАЗом, отчетность предприятий, занятых в других сферах машиностроения, выглядит более оптимистично. Так, второе итоговое место заняло ЗАО «ГК «Электрощит» -ТМ Самара», занимающееся производством электрооборудования. Компания выручила в 2010 г. более 16,1 млрд р. По итогам 2009 г. этот показатель остановился в районе 12,6 млрд р. Если даже сравнивать цифры 2010 и 2008 гг., то и здесь компания Андрея Половинкина показывает положительную динамику. В 2008 г. выручка компании была 14,6 млрд р. В лидирующую пятерку вошло еще одно предприятие, занятое производством электротехники — ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ТТ). Причем показатели ТТ только укрепили тенденцию, по которой компании не из автомобилестроительной отрасли уже превысили докризисные показатели. Если в 2008 г. ТТ показал выручку на уровне 3,9 млрд р., а в 2009 г. -3,2 млрд р., то за 2010 г. компания по строке «выручка» зафиксировала более чем 4,1 млрд р. С учетом сложившейся динамики можно прогнозировать, что по итогам 2011 г. АВТОВАЗ и его сателлиты имеют шансы еще раз отработать ниже уровня 2008 г. Компании же из других секторов машиностроения оказались более подготовлены к преодолению кризисных явлений и посткризисному развитию. И это при том, что в отличие от АВТОВАЗа никто более не стал получателем беспрецедентной помощи со стороны государства в размере 75 млрд р. |