Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (395) | 28 ноября 2011г.
 

Кризис прошел не для всех

Автомобилестроение закончило 2010 год хуже, чем 2008

Сейдамет Абреков

2010 г. можно назвать годом оживления машиностроения. По крайней мере, большинство традиционных лидеров Самарской обл. увеличили обороты. В большей степени это касается предприятий, занятых производством автомобилей, комплектующих, материалов и запасных частей к ним. Среди таких ОАО «АВТОВАЗ», президентом которого является Игорь КОМАРОВ, и его сателлиты. Но основная часть лидеров, прежде всего из сектора автомобилестроения, так и не вернулась к докризисным показателям. Таким образом, демонстрировать красивые цифры компании могут только В отрыве от истории предыдущих лет.

За 2010 г. АВТОВАЗ показал выручку чуть менее 138 млрд р. Это на 53 млрд р. больше, чем в 2009 г., выручка в котором у АВТОВАЗа была около 84 млрд р. В процентном соотношении рост произошел примерно на 64%. В 2009 г. АВТОВАЗ показал рекордные убытки — более 38 млрд р. 2010 г. компания закончила с прибылью — 2,1 млрд р.

Но не стоит забывать, что во многом на итоговый показатель прибыли повлияла сделка по продаже трех дочерних обществ АВТОВАЗа — ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК». В последней декаде декабря 2010 г. АВТОВАЗ продал 100% акций этих компаний в пользу ООО «РТ-Энергоэффективность», на 100% принадлежащего ГК «Ростехнологии», которая также является основным акционером самого АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №1 (354) от 17.01.11). В апреле руководитель пресс-центра АВТОВАЗа Александр Шмыгов сообщил: «За счет средств, вырученных от продажи непрофильных энергетических активов, в декабре 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» выплатило ГК «Ростехнологии» 2,56 млрд р. в рамках частичного погашения ссуды» (см. «Хронограф» №20 (373) от 30.05.11).

Т. е., не будь продажи трех энергетических компаний, АВТОВАЗ, скорее всего, и в 2010 г. показал убыток. При этом, чтобы превысить показатели 2008 г., АВТОВАЗу придется еще значительно нарастить уровень производства.

По итогам 2008 г. компания показала выручку 160 млрд р. Судя по всему, сделать это АВТОВАЗу удастся не благодаря развитию модельного ряда, а благодаря росту количества произведенных автомобилей. Причем не столько за счет тольяттинской площадки, а за счет того, ЧТО теперь АВТОВАЗ контролирует мощности обанкроченного ОАО «ИжАвто». 27 октября АВТОВАЗ приобрел 100% долей ООО «Объединенная автомобильная группа», которое производит автомобили на мощностях ИжАвто (см. «Хронограф» №39 (392) от 07.07.11).

Из других предприятий, занятых в автомобилестроении, на лидирующих позициях, а именно на третьем месте общего рейтинга, оказалось дочернее предприятие АВТОВАЗа-ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Это совместное предприятие увеличило обороты с 8,3 млрд р. в 2009 г. до 13,3 млрд р. — в 2010 г. Т. е. рост составил около 60%, или 5 млрд р. в абсолютном значении. Но и Джи-Эм — АВТОВАЗ так и не дотянул до показателей 2008 г., когда компания показала выручку в 16,4 млрд р.

На четвертом месте по итогам 2010 г. находится ОАО «АвтоВАЗагрегат», чьи обороты за год увеличились с 2,9 до 5,5 млрд р., т. е. на 89%. Генеральным директором ОАО «АвтоВАЗагрегат», по данным Росстата, является Алексей Миргородский. В августе 2011 г. он сменил в этой должности Александра Маштакова. Но и при таком внешне значительном росте компания, в основном, занятая поставками на АВТОВАЗ, так и не достигла докризисного уровня. По итогам 2008 г. АвтоВАЗагрегат показал выручку в 7,7 млрд р.

В полной мере такая же тенденция касается ООО «Детальстройконструкция» (ДСК) и ОАО «ТЗТО» (8-е и 13-е место), чей объем сбыта почти полностью зависит от вазовской конъюнктуры. ДСК и ТЗТО контролирует семья председателя Думы г. о. Тольятти Алексея Зверева и его партнеры. У ДСК рост за год произошел с 1,8 до 2,9 млрд р. При этом за 2008 г. ДСК показал выручку 4,4 млрд р. По итогам 2010 г. ДСК показал убыток более 24 млн р.

Что касается ТЗТО, то здесь аналогичная картина. В 2010 г. была показана выручка 2 млрд р., в 2009 г. -1 млрд р. При этом в 2008 г. выручка ТЗТО была 2,3 млрд р. В 2010  г. ТЗТО сработал в убыток -11,8 млн р.

На фоне компаний, связанных с АВТОВАЗом, отчетность предприятий, занятых в других сферах машиностроения, выглядит более оптимистично. Так, второе итоговое место заняло ЗАО «ГК «Электрощит» -ТМ Самара», занимающееся производством электрооборудования. Компания выручила в 2010 г. более 16,1 млрд р. По итогам 2009 г. этот показатель остановился в районе 12,6 млрд р. Если даже сравнивать цифры 2010 и 2008 гг., то и здесь компания Андрея Половинкина показывает положительную динамику. В 2008 г. выручка компании была 14,6 млрд р.

В лидирующую пятерку вошло еще одно предприятие, занятое производством электротехники — ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ТТ). Причем показатели ТТ только укрепили тенденцию, по которой компании не из автомобилестроительной отрасли уже превысили докризисные показатели. Если в 2008 г. ТТ показал выручку на уровне 3,9 млрд р., а в 2009 г. -3,2 млрд р., то за 2010 г. компания по строке «выручка» зафиксировала более чем 4,1 млрд р.

С учетом сложившейся динамики можно прогнозировать, что по итогам 2011 г. АВТОВАЗ и его сателлиты имеют шансы еще раз отработать ниже уровня 2008 г. Компании же из других секторов машиностроения оказались более подготовлены к преодолению кризисных явлений и посткризисному развитию. И это при том, что в отличие от АВТОВАЗа никто более не стал получателем беспрецедентной помощи со стороны государства в размере 75 млрд р.