Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (395) | 28 ноября 2011г.
 

Алексей Титов:

Кредитовать промышленность стало выгодно

Сейдамет Абреков

17 ноября в Сызрани был осуществлен успешный запуск производства автокресел для новой модели ОАО «АВТОВАЗ» — LADA Granta. Учредителями проекта выступили сызранская группа «Криста» и словенская компания TPV d. d. Главным финансовым партнером нового производства стало самарское кредитное учреждение — ОАО «КБ «Солидарность». О подробностях сотрудничества между банком и производственниками в интервью «Хронографу» рассказал председатель совета директоров банка «Солидарность» Алексей ТИТОВ.

- Алексей Константинович, вы присутствовали на открытии совместного предприятия группы «Криста» и словенской компании TPV d. d. — ООО «ТПВ РУС». Поясните, какой объем кредитования запросило ООО «ТПВ РУС» для организации производства. Каковы были сроки для принятия решения и освоения выданного кредита?

- Банк «Солидарность» принял решение о кредитовании этого совместного предприятия в марте 2011 г. Заемщик в лице ООО «ТПВ РУС» представил технико-экономическое обоснование на полмиллиарда рублей со сроками запуска производства в этом году. Каждая из сторон выполнила свои условия: мы предоставили кредит в кратчайшие сроки, команда совместного российско-словенского предприятия уже осенью этого года выпустила первую партию автокресел. Сейчас наше сотрудничество идет по графику и по нарастающей.

Хочу отметить, что производством сидений для нового автомобиля LADA Granta будут заниматься два завода совместного предприятия, расположенные в Сызрани и Тольятти. Если в Сызрани будут производить каркасы для кресел, то в Тольятти их будут комплектовать поролоновыми и пластиковыми составляющими и отправлять на АВТОВАЗ. При выходе на полную мощность предприятие будет отправлять на автогигант до 7 тыс. автокомплектов в месяц. В работе производства будут заняты до 1000 работников. Безусловно, «Солидарность» не могла оказаться вне сотрудничества с таким перспективным производством.

- Во время презентации нового производства ваш банк назван основным финансовым партнером. Сотрудничество, помимо обслуживания кредита, может идти еще в каких-то областях?

- Кроме предоставленного кредита мы приняли новое производство на расчетно-кассовое обслуживание и планируем внедрить «зарплатный» проект для коллективов двух заводов. Это будет выгодно нам и удобно рабочим, т. к. наши подразделения находятся в Тольятти, в Сызрани, во всех крупных населенных пунктах Самарской обл. и за ее пределами. На предприятиях с большим количеством сотрудников мы устанавливаем банкоматы и банковские киоски самообслуживания, работаем через собственный процессинговый центр, находящийся в Самаре, а не в столицах. Все это создает дополнительные удобства для наших клиентов.

- По мнению некоторых экспертов, кредитование промышленных производств сегодня может быть для банков не слишком популярно и выгодно. Банкиры охотнее кредитуют отрасли, где деньги возвращаются быстро. Чем объяснить ваше решение по ТПВ РУС?

- Каждую заявку на кредит надо рассматривать индивидуально. Действительно, кредитование промышленности может быть рискованным, активы обеспечения неликвидными, деятельность самого предприятия нестабильной. Но в случае с ТПВ РУС мы получили надежного партнера с современным производством, укомплектованным роботизированным оборудованием Robomag (Франция) и Волжского машиностроительного завода, востребованной продукцией. Это хорошая, выгодная для обеих сторон сделка. А в целом по кредитованию промышленности скажу, что ситуация постепенно меняется к лучшему. Кредитовать промышленность стало выгодно. Российские производства готовы работать, переоснащаться, их продукция все более и более востребована. Остается лишь переломить негативное шаблонное мышление банков по поддержке отечественной промышленности, предприятий малого и среднего бизнеса, поддержать их.

Пора нашей российской промышленности отвоевывать когда-то утерянные позиции и занимать новые рыночные ниши. А это возможно только с хорошим финансированием со стороны банков. Я вижу в этом стратегическую общую задачу промышленников и банкиров.

- Можете ли сказать, что малый и средний бизнес тоже находятся в сфере интересов «Солидарности»?

- Конечно, могу. Мы работаем с малым и средним бизнесом уже более 8 лет. Боле того, отдельное подразделение «Солидарности» занимается реализацией стратегии по поддержке малого и среднего бизнеса. Именно в этом подразделении специалисты определяют оптимальные формы кредитования и сопровождения. Банк «Солидарность» предлагает как короткие кредиты для ликвидации кассовых разрывов, так и возможность трехлетнего финансирования на модернизацию производства и приобретение основных средств.

Что еще можно сказать, если более половины кредитного портфеля банка — это как раз кредиты для малого и среднего бизнеса. При этом динамика устойчиво положительная. Кредитование малого бизнеса — это возможность для банка «Солидарность» диверсифицировать риски. Кроме того, малые и средние компании — самые надежные заемщики: процент невозврата кредитов в этой сфере находится на уровне 0,9-1,1%. Наконец, именно в этом секторе банк «Солидарность» отрабатывает новые технологии, что в результате повышает нашу конкурентоспособность в регионах присутствия. К примеру, совсем недавно мы заключили договор с самарским бизнес-инкубатором для активизации усилий в этой области.

- Возвращаясь к теме открытия производства ТПВ РУС, хочется отметить, что во время церемонии открытия вы надолго задержались около гоночной версии LADA Granta. Чем вас привлек этот автомобиль?

- Машина красивая и, думаю, быстрая. Люблю такие, сам с удовольствием сажусь за руль «заряженных» версий. Пока не приходилось гоняться на LADA Granta, но думаю, что все впереди. Рад за наш отечественный автопром и россиян. Мы получили современную вазовскую модель, причем с комплексом автокресел мирового уровня. Технологию изготовления автокресел я увидел своими глазами и знаю, о чем говорю.