Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (395) | 28 ноября 2011г.
 

Изучение пройденного

Рациональность нового бюджета может зависеть от исполнения старого

Илья Ширтанов

22 ноября на согласительной комиссии началось рассмотрение проекта бюджета г. о. Тольятти на 2012 и плановый период 2013-2014 гг. Решение о корректировке проекта бюджета было принято на очередном заседании Думы г. о. Тольятти (ТГД) 15 ноября. Поводом для принятия такого решения стали многочисленные нарекания со стороны профильных комиссий ТГД. Помимо этого, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы относительно бюджета 2011 г. Прежде всего это касается выплат субсидий муниципальным транспортным предприятиям за перевозку льготников.

В документах мэрии, представленных на рассмотрение в ТГД, отмечается, что бюджет Тольятти 2012 г. вновь будет социально ориентированный. Однако такие заявления не удовлетворили постоянно действующую комиссию ТГД по социальной политике. Кроме того, свои замечания и предложения в плане формирования бюджета будущего периода высказали и остальные постоянно действующие комиссии ТГД.

В целом проект бюджета на 2012 г. предусматривает как увеличение выделяемых средств по ряду ГРБС, так и уменьшение по некоторым показателям. При этом возникает дефицит бюджета в размере более 1 млрд р. По ожидаемому исполнению бюджета Тольятти 2011 г. дефицит должен составить более 1,2 млрд р. Следует также обратить внимание на то, что в течение 2011 г. произошли вливания средств в городскую казну из вышестоящих бюджетов. В связи с этим к концу года произошло изменение общего размера бюджета с изначальных 7,9 млрд р. до 9,5 млрд р.

Из ГРБС, строка расходов которых была увеличена при планировании бюджета 2012 г., можно выделить департамент образования. Ассигнования по этому департаменту должны увеличиться более чем на 300 млн р. На такой же показатель ориентировано повышение расходов департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи. Удивления такие изменения не вызывают, поскольку ожидаемый показатель освоения средств в 2011 г. по департаменту дорожного хозяйства должен превысить 900 млн р. при изначально запланированном уровне около 540 млн р. Т. е. можно сделать вывод, что департамент дорожного хозяйства способен работать с такими объемами.

Стоит отметить, что во время одного из визитов в Тольятти губернатор Самарской обл. Владимир Артяков лично убедился в целевом расходовании средств на модернизацию дорожной сети Тольятти. Кроме того, все запланированные работы были выполнены в установленные сроки, что также дает повод говорить о возможности дальнейшего привлечения денег из областного бюджета на нужды дорожной инфрастуктуры Тольятти.

Однако следует учитывать то, что до сих пор остается нерешенной проблема выплат компенсаций муниципальным пассажирским перевозчикам за перевозку льготной категории граждан. В настоящее время работа в этом направлении ведется, однако вопрос пока остается открытым.

То, что муниципальный транспорт является одной из важных расходных статей бюджета, всегда оставалось очевидным. Тем не менее, как показывает практика, при распределении ассигнований данная строка расходов почему-то формировалась по остаточному принципу. При этом складывается устойчивое мнение, что муниципальный перевозчик якобы не может показывать прибыль и способен работать только в убыток. Однако при условии выплат субсидий за перевозку льготников муниципальные перевозчики способны работать в прибыль. Стабильность и размеры выплат субсидий зависят от уровней бюджетов.

В пример можно привести обстоятельство отклонения ТГД поправок в бюджет Тольятти 2011 г. По мнению депутатов, предложение мэрии о предоставлении муниципальных гарантий Европейскому банку реконструкции и развития для получения кредита на нужды МП «ТТУ» якобы могло быть невыгодным для города. Речь идет о кредите на покупку троллейбусов. Одним из моментов принятия такого решения считались недостаточно убедительные финансовые показатели ТТУ за последние годы. Учитывая приводимые выше доводы, можно сказать, что ответственность за такие показатели скорее должна ложиться не на руководство ТТУ, а на плечи руководства города, не поспособствовавшего выплате субсидий. В случае адекватной позиции муниципалитета ТТУ способно закончить 2011 г. с положительными результатами. При подобной расстановке приоритетов предприятие сможет само обновлять свой парк и производить необходимые денежные расчеты.

Таким образом, предложение, озвученное председателем ТГД Алексеем Зверевым о закупке подвижного состава ТТУ из средств бюджета, станет неактуально. По словам Зверева, этот вопрос мог быть решен за счет бюджета 2012 г. Однако, как уже говорилось, дефицит бюджета планируется на уровне 1 млрд р. Дополнительная нагрузка на городскую казну может быть снята посредством предоставления МП возможности самостоятельного ведения хозяйственной деятельности. Таким образом, позитивно может быть завершен 2011 г., а бюджет 2012 г. может быть избавлен от дополнительной обременяющей нагрузки.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти

- Сейчас мы говорим о том, чтобы снять долговую нагрузку с бюджета. Если предприятия, подконтрольные нашему департаменту, смогут самостоятельно обслуживать свои задолженности, то отпадет необходимость обременения городской казны. Через стабильные выплаты субсидий предприятия получат те деньги, которые заработали. В частности, это должно отразиться на выделении кредитов этим организациям под муниципальные гарантии. Предприятия сами должны выполнять обязательства по долгам. В этом случае разговор может идти о договорах без права регрессного требования. Соответственно, при планировании городского бюджета уже не будет необходимости вносить строки на покрытие долга МП.