Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (390) | 24 октября 2011г.
 

Умный дом

Автоматизация позволяет вести прозрачный учет ресурсов и экономить

Евгения Андросова

В режиме реального времени контролировать поставку коммунальных услуг в жилые дома, объективно формировать данные для расчетов за коммунальные ресурсы и услуги, а также определять параметры и качество поставляемых услуг позволяет автоматизированная система учета и контроля «Умный дом». В конце сентября представители ООО «Департамент ЖКХ» успешно продемонстрировали данную программу на ежегодном форуме «Россия — территория эффективного предпринимательства» в московской школе управления Сколково и стали обладателями общероссийской общественной премии в области ЖКХ «Национальное величие».

С 2008 г. в г. о. Тольятти на базе жилых домов в управлении ООО «ДЖКХ» внедряется аппаратно-программный комплекс «Умный город». Автоматизированная система позволяет не только вести контроль и учет потребления энергоресурсов, но и с ее помощью можно управлять инженерным оборудованием жилых домов. Все показания выводятся на диспетчерский пульт. Рабочее место диспетчера организовано в ЖЭУ №15,16,19,20,13, УК№4, УК№5 и непосредственно в ДЖКХ. На данный момент «Умный дом» установлен в 170 домах Автозаводского р-на, находящихся в управлении ДЖКХ. Еще в 30 домах система находится в доработке. Всего ДЖКХ обслуживает 851 МКД в трех районах Тольятти.

Система позволяет контролировать поставку коммунальных услуг в режиме реального времени с использованием сети Интернет. Программа самостоятельно определяет параметры и качество поставляемых услуг, начиная с температуры и напора воды, заканчивая прорывами и другими потерями в сети. Например, если в подвале прорывает трубу, диспетчер узнает об этом практически сразу и может принимать меры для устранения прорыва. В домах без автоматизированной системы на обнаружение и устранение утечки может уйти не один день.

«Мы крупная компания. Поэтому для нас любые потери сразу выливаются в большие суммы. Наряду с проблемой неплатежей это, пожалуй, одна из основных причин убытков компании.

Информация о работе инженерных систем дома моментально учитывается и поступает диспетчеру
Информация о работе инженерных систем дома моментально учитывается и поступает диспетчеру

Хотя первостепенной задачей системы было, конечно, взаимодействие с собственниками квартир, с жильцами МКД, т. е. теми, на кого и с кем мы работаем. На первом этапе внедрения системы житель платит ровно за то, что потребляет. На втором этапе он уже сможет отслеживать в Интернете формирование всей отчетности по своему МКД. Второй этап планируется запустить с 1 января 2012 г.», — отметил директор ООО «ДЖКХ» Виктор Попов.

Свидетельство о государственной регистрации программы «Умный Дом» для ЭВМ было выдано ДЖКХ 7 апреля 2009 г. Программа решает задачи централизованного сбора информации о потреблении ресурсов, контроля и учета за текущими показаниями параметров. Она осуществляет контроль состояния и управления инженерными системами (лифт, водоснабжение и т. д.). Программа мониторит и может оперативно реагировать на несанкционированное проникновение, аварийные и внештатные ситуации. При этом программа может применяться не только в ЖКХ, но и на объектах соцкультбыта, производства и т. д.

«Похожие программы в Тольятти есть. Например, у ПОКХ в Комсомольском р-не, но она заточена только под электричество. Или программа ТЕВИС — по учету тепло- и водоснабжения. Они поставляют ограниченный перечень ресурсов, а ДЖКХ — многопрофильное предприятие, и мы предоставляем целый комплекс услуг. Поэтому мы не пошли по пути покупки готовой программы, а создавали свою. Совместно с подрядчиками мы продолжаем корректировать ее наполнение. Сегодня она, наконец, приобрела тот вид, с которым можно работать, и стала решать массу вопросов. Но чтобы поставить систему на конкретный дом, нужно согласие собственников.

Поэтому такими системами мы оборудовали только четверть управляемого жилфонда», — рассказывает Виктор Попов.

На сайте «Умного дома» в режиме он-лайн можно посмотреть последние показатели приборов учета по отоплению, горячему и холодному водоснабжению. Через эту же систему они могут передаваться поставщикам и потребителям ресурсов. Таким же способом может происходить оповещение населения о текущей задолженности или планируемых ремонтных работах. Посредством сайта выкладывается ежегодный отчет. С ним может ознакомиться любой желающий. На сайте ведется прием заявок по обслуживанию жилых домов от населения и оповещение об их выполнении.

Экономия энергоресурсов и оплата за фактически потребленные ресурсы — это не единственные преимущества системы. Система позволяет эффективно планировать оптимальное использование и распоряжение энергоресурсами. Таким образом, повышается эффективность управления, безопасности и эксплуатации инженерного комплекса. Применение комплексной системы диспетчеризации позволит сократить расходы на содержание объектов на 10-15%. Поэтому во внедрении этой системы заинтересована сама УК ДЖКХ.

Комментарии

Виктор ПОПОВ, директор ООО «Департамент ЖКХ»

- Система «Умный дом» позволяет нам значительно сократить использование ручного труда, затрачиваемого на сбор, накопление и передачу учетных данных. Происходит оптимизация использования ресурсов. Во многом исключается человеческий фактор. На домах, оборудованных системой «Умный дом», нам удалось сократить общее потребление энергоресурсов. А получение достоверной информации об энергопотреблении позволяет исключить хищения и снизить потери энергоресурсов. Система следит, чтобы подростки или вандалы не проникали в помещения с оборудованием. Система моментально сигнализирует о поломках. Как управляющая компания в этом мы заинтересованы, наверное, даже больше, чем сами жители.