Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (389) | 17 октября 2011г.
 

Сохранить уровень

В Тольятти не собираются сворачивать проект улучшения школьного питания

Алиса Лаптева

В 2011 г. ЗАО Комбинат школьного питания (КШП) «Дружба» совместно с департаментом образования мэрии г. о. Тольятти продолжает федеральный проект совершенствования школьного питания. 2011-2012 учебный год — третий этап реализации проекта. Федеральный эксперимент близится к концу. Теперь встает вопрос, смогут ли участники проекта, и, в частности, КШП «Дружба», продолжить свою работу в данном направлении после завершения проекта. Так, законодательство требует ежегодно переизбирать оператора питания в муниципальных учреждениях. Однако сложившаяся практика показывает, что такой поставщик не всегда мотивирован на качественное предоставление услуг, а уж тем более на совершенствование процесса питания.

Три года в лидерах

В 2009 г. в России стартовал экспериментальный федеральный проект по совершенствованию системы школьного питания. По результатам конкурсного отбора субъектов РФ Самарская обл., в частности, Тольятти, трижды была признана одним из победителей и получателем субсидии из средств федерального бюджета. ЗАО КШП «Дружба» стало одним из немногих предприятий общественного питания в РФ, которое сохранило за собой право участвовать в федеральном проекте в течение всех его этапов.

ЗАО КШП «Дружба» с самого начала стало участником и соинвестором проекта. С тех пор как на муниципальном ОАО «КШП» введена процедура банкротства (см. «Хронограф» №27 (380) от 18.07.11), КШП «Дружба» осталось, наверное, единственным предприятием города, способным централизованно кормить большинство тольяттинских школ. Участие в проекте предполагало провести серьезную модернизацию всего производственного процесса на КШП. За это время «Дружба» стала одним из лидирующих предприятий города в отрасли общественного питания. Ведь для участия в федеральном проекте КШП пришлось серьезно подтянуть вопросы качества и контроля за качеством продукции, заниматься разработкой нескольких новых видов меню.

Необходимо было также пересмотреть вопросы, связанные с экономией и транспортной логистикой, чтобы иметь возможность достаточно длительное время не повышать цены на завтраки и обеды. Так, среди задач предприятия, организующего питание школьников, — приготовить полноценное, качественное горячее питание за 40-50 р. в день. Некоторые муниципалитеты, дабы нивелировать эту проблему, разрешают комбинатам питания безвозмездно пользоваться школьными пищеблоками.

Достойно справились

«Характер реализации проекта в нашем городе имеет одно существенное отличие от других регионов, участвующих в проекте. Это то, что участник проекта и один из основных инвесторов проекта — закрытое акционерное общество и комбинат не финансируется за счет муниципалитета. Хотя софинансирование комбината со стороны муниципалитета в ряде случаев позволяет снизить стоимость питания», — отметила по данному поводу и. о. руководителя департамента образования мэрии Тольятти Татьяна Любич (см. «Хронограф» №15 (324) от 26.04.10).

Школьное питание в Тольятти — пример для всей России
Школьное питание в Тольятти — пример для всей России

Однако сама организация процесса питания подразумевает детальный анализ мнений его участников. Естественно, что в этом процессе существует несколько заинтересованных сторон — это сами родители и их дети, оператор школьного питания, а также органы местного самоуправления (ОМС). Детям и родителям важно качественное питание по оптимальной цене, ОМС заинтересован в сохранении показателей охвата горячими школьными обедами, а оператор школьного питания заинтересован как в сохранении объемов работ, так и в сохранении уже вложенных им инвестиций. Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация потребует консолидированных усилий по сохранению достигнутого уровня организации школьного питания в Тольятти.

Стоит отметить, что за время реализации проекта общий охват питанием вырос до 80%. В некоторых школах почти все дети, вне зависимости от возраста, питаются в школьной столовой. Те дети, родители которых не могут оплачивать питание своих детей самостоятельно в полном объеме, получают субсидии на оплату школьных завтраков и обедов. «За последнее время на федеральном уровне сложилось четкое ощущение того, что правильное и качественное питание — это залог здоровья. И деньги на его организацию есть. Более того, есть деньги на оказание помощи родителям, которые по каким-то причинам не могут оплачивать его полностью. Учителям ввели в критерии оценки качества их работы показатели охвата горячим питанием. Они организуют процесс завтраков и обедов в своем классе, встречаются с родителями, объясняют, как они могут оформить субсидию на питание, если она им нужна.

Таким образом, сейчас работает целая система, направленная на сохранение здоровья школьника», -рассказала директор ЗАО КШП «Дружба» Татьяна Солоднева. За время своей работы ЗАО КШП доказало, что можно кормить качественно, хорошо, в больших объемах и за разумные деньги. Сейчас ЗАО КШП «Дружба» ежедневно кормит порядка 36 тыс. тольяттинских школьников. Главам городских округов и муниципальных районов Самарской обл. было рекомендовано изучить опыт КШП «Дружба».

Между ценой и качеством

Эти рекомендации становятся все более актуальными. Так, в последнее время в организации общественного питания появились эксцессы, которые свидетельствуют о том, что не везде в Тольятти эта сфера деятельности отлажена хорошо. Например, осенью прошлого года в пяти детских садах Центрального р-на были зафиксированы случаи пищевого отравления детей. Причиной массового отравления стала некачественная кисломолочная продукция. Поставщиком продукции была компания, выбранная в рамках тендера. Вполне логично, что выбор пал на компанию, предложившую наименьшую цену, а не наилучшее качество.

Совсем недавно, летом 2011 г., произошли массовые отравления на ОАО «АВТОВАЗ». Стоит отметить, что в 2010 г. ЗАО КШП «Дружба» было проверено территориальным управлением Росфиннадзора в Самарской обл. Каких-либо финансовых нарушений выявлено не было. Наоборот, проверка стала показателем качества проводимых в Тольятти работ по проекту. Это дало городу шанс продолжать проект на условиях софинансирования федеральным бюджетом. Так, 16 мая 2011 г. стало известно, что Тольятти после двух успешных лет проекта сможет продолжить его и на третьем этапе. Тольятти один из немногих городов — участников проекта, который держится в проекте с самого первого года. Однако федеральный эксперимент близится к концу. Встает вопрос, смогут ли участники проекта и КШП «Дружба» продолжать проект и дальше или все наработанные в проекте результаты канут в Лету с избранием другого оператора школьного питания в каждой конкретной школе.

Комментарии

Татьяна СОЛОДНЕВА, директор ЗАО КШП «Дружба»

- Краеугольный камень в организации детского питания — чтобы было вкусно, полезно и не опасно для здоровья. Не дай бог, чтобы где-то хоть немного грязное или подпорченное попадется. В нашем случае это катастрофа. Поэтому в свое время и была придумана система централизованного питания, которое организуется крупными предприятиями. Такое предприятие может себе позволить контроль за качеством каждого блюда на всей производственной цепочке — с поля-огорода до школьного стола. При этом получается, что ФЗ №94 вообще не ориентирован на централизованную систему питания.

- Почему, зная все негативные нюансы ФЗ №94, вы стали участвовать и вкладывать деньги в проект?

- Участвовать и тем более инвестироваться в проект мы согласились на условии, что все время проекта сможем спокойно работать. ФАС дал добро, КШП «Дружба» утвердили как единственного поставщика услуг на три года. Но, я думаю, проект будет продолжен на областном или городском уровне. Ведь прекращать сотрудничество невыгодно никому. Вся посуда, кое-что из оборудования, разработка технологий — это все за счет комбината. Работники пищеблока — наши сотрудники.