Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (389) | 17 октября 2011г.
 

Дорожный ультиматум

Депутаты будут требовать дальнейшего финансирования ремонта дорог Тольятти

Алиса Лаптева

30 сентября были утверждены нормативы на комплексное содержание, текущий и капитальный ремонт дорог г. о. Тольятти. Однако решить проблему ремонта дорог город может только при поддержке вышестоящих бюджетов, несмотря на то что с 1 января 2012 г. в Самарской обл. начнет функционировать т. н. «Дорожный фонд». Тольяттинские депутаты Самарской губернской думы (СГД), в частности, члены фракции «Единая Россия» (ЕР) будут и дальше настаивать на том, чтобы в бюджете области на следующий года были учтены потребности г. Тольятти в средствах на ремонт дорог. Общая сумма, позволяющая решить основные тольяттинские проблемы, составляет порядка 4 млрд р.

Всего в Тольятти 14 803,4 км дорожного полотна. Последние три года в Тольятти проводился только «ямочный» ремонт, который сложно назвать ремонтом как таковым. До этого времени в течение последних пяти лет дорожного фонда, который будет в области с 2012 г., не было, но были две областные целевые программы. Одна -по ремонту внутриобластных межмуниципальных дорог: на нее только в этом году было отпущено 5 млрд р. Вторая — по ремонту дорог муниципального значения. Эта программа была приостановлена на два года в связи с кризисом. И эти два года на ремонт дорог деньги не выделялись. В 2009-2010 гг. дороги старились, и их латали ямочным ремонтом. Но весной 2011 г. стало ясно, что дороги на территории муниципальных образований без капитального ремонта больше находиться не могут. Ко мне, как к депутату СГД, поступали десятки жалоб о необходимости возобновления этой программы, хотя она была заморожена вплоть до 2013 г. Вопрос по ремонту дорог в Самаре решался отдельно, потому что они попали в федеральную программу как город-миллионник. Им выделялись 1 млрд из федерального бюджета, 500 млн из бюджета г. о. Самара и 200 млн. р — из областного бюджета», — рассказал «Хронографу» о сложившемся положении дел в отрасли дорожного хозяйства депутат СГД Александр Дроботов (на фото).

Последняя весна показала, что если ремонтом не заниматься, то в дальнейшем будет проще строить новые дороги. Базовый норматив на ремонт дорог составляет 425 р. на кв. м. Далее к нему применяется коэффициент в зависимости от категории дорог, коэффициент, учитывающий дифференциацию стоимости, и коэффициент инфляции. Однако на 100% финансирование из городского бюджета планируется выйти только к 2021 г. В 2012 г. финансирование составит 29% от требуемого. К 2012 г. в Самарской обл. будет сформирован т. н. «Дорожный фонд», однако от областных целевых программ по ремонту дорог муниципального значения отказываться рано. При этом принципиально важный вопрос заключается в том, кто и как будет добиваться финансирования этих программ.

После двухлетнего перерыва правительство Самарской обл. было вынуждено возобновить областную целевую программу (ОЦП) по ремонту муниципальных дорог. Произошло это не без усилия пула тольяттинских депутатов в СГД. «Только тольяттинская группа смогла сдвинуть этот вопрос с места. Я подготовил все необходимые запросы, обращение к министру транспорта, к губернатору Владимиру Артякову.

Все эти обращения были подписаны представителями депутатского корпуса. Серьезно поддержала партия и политсовет тольяттинского городского отделения ЕР. К нашим петициям подключились промышленные предприятия Тольятти, их профсоюзы и трудовые коллективы. Таким образом нам удалось убедить правительство области в расконсервации программы ремонта дорог муниципального значения. Так или иначе выгоду от нашей масштабной работы получили все муниципальные образования области», — рассказал Александр Дроботов. В 2011 г. на всю область было выделено 578 млн р., из них 200 млн р. — на Тольятти. Еще на 100 млн р. ремонт был выделен в качестве софинансирования из бюджета Тольятти. По Самаре, как городу- «миллионнику», вопрос решался отдельно. Более того, депутаты выступали с инициативой выделить на дороги Тольятти дополнительно еще, по разным оценкам, 200-500 млн р. От второго транша мэрия Тольятти отказалась сама. Ведь город просто не успел бы освоить очередной транш в текущем финансовом году. Непосредственно к ремонту приступили бы вообще к концу декабря. Налицо недостатки ФЗ №94. Только разработка аукционной документации и размещение на едином общероссийском сайте занимают не менее двух месяцев.

«Общая нуждаемость Тольятти в дорожном ремонте была определена давно. Это порядка 4 млрд р. с основными развязками, расширением некоторых улиц и ремонтом существующих дорог. Все эти программы неоднократно утверждались. Теперь их надо наполнять финансами. Своими обращениями к губернатору, в Минтранс и Минэнерго области мы, депутаты, продавливаем продолжение ремонта дорог Тольятти и в следующем году. Начавшийся ремонт должен полностью завершить обновление дорожного хозяйства в городе», — рассказал депутат СГД Александр Дроботов.

Примечательно, что с начала 2012 г. начнет действовать «Дорожный фонд», который будет наполняться транспортным налогом и некоторыми акцизами. Планируется федеральное финансирование некоторых объектов: развязка на трассе М5 общей стоимостью порядка 9 млрд р., 460 млн р. на строительство подъездных путей к ОЭЗ, которые должны быть «распечатаны» в 2012 г.

Комментарии

Александр ДРОБОТОВ, депутат Самарской губернской думы

- Даже если удастся «продавить» еще 200 млн р. на 2012 г., остается много проблем, не охватываемых этими ресурсами: расширение Лесопаркового шоссе, ул. 40 лет Победы, развязка Южного- Обводного, продление Южного до ул. Калмыцкой, а по-хорошему до ул. Новозаводской. На саму Новозаводскую, главную артерию северного промузла, надо 2,5 млрд р. Мы показали, что, объединившись, имеем серьезное влияние. Бюджет без участия депутатов Тольятти утвержден быть не может. Поэтому требования по ремонту дорог будем продолжать выдвигать, но уже к «Дорожному фонду».

- Сейчас звучит ряд мнений о том, что и лично вы, и вся депутатская группа в СГД от Тольятти могли бы быть более активными и привлечь в город большее количество средств. Например, как в Самаре — почти 1,8 млрд р. В подобной критике есть резон?

- Помните, в 2010 г. в Тольятти была программа капитального ремонта жилого фонда на 2 млрд р., где 50% домов были сделаны нормально (условно на 1 млрд р.), а остальные 50% (условно на оставшийся миллиард) домов до сих пор доделываются, и мы получаем жалобы, петиции, а то и судебные иски по этому вопросу. Т. е. на второй миллиард не хватило ни мощностей, ни квалифицированных специалистов.

Точно также и с дорогами. Если нам департамент дорожного хозяйства мэрии Тольятти говорит, что в 2011 г. больше чем 200 млн р. из областного бюджета и 100 млн р. из городского бюджета мы не переварим, значит так оно и есть. И повторять печальный опыт капремонта -2010, но уже с дорогами, чтобы следующий год из-за срыва и недоосвоения не получить ничего, -это в высшей степени необдуманно.

200 млн р. на ремонт дорог для г. Тольятти — это оптимально вместе с муниципальный добавкой. Другое дело — развязки, о которых давно уже говорят, но здесь, извините, нужны проектные документы, которые требуют как существенных вложений, так и времени для их разработки. Так что уж позвольте мне и группе депутатов от «Единой России» делать все возможное, чтобы на будущий год город получил 200 млн р. и своевременно и качественно осуществил ремонт.

Разве не приятно сейчас проехать по улице Мира? Точно такими же должны стать улицы Ленина, вся улица Карла Маркса, вся улица Комсомольская, Ленинградская и, самое главное, Новозаводская, где на предприятиях северного промузла работают десятки тысяч жителей Центрального р-на. Сколько дорог было отремонтировано в 2011 г., тольяттинцам известно и так. Такого объема работ по этому направлению у нас не было давно.