Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (389) | 17 октября 2011г.
 

Дума решит

Нужен ли Тольятти муниципальный транспорт

Илья Ширтанов

С ноября 2011 г. МП «ТП АТП №3» может приостановить свою деятельность. Поводом для этого может служить сформированная задолженность транспортного предприятия перед поставщиками. Сегодня основным фактором, оказывающим существенное влияние на работу АТП №3, является зависимость перевозчика от позиций поставщиков горюче-смазочных материалов (ГСМ).

По данным Росстата на начало 2011 г., у АТП №3 существовала задолженность перед поставщиками и подрядчиками в размере более 52 млн р. По всей видимости, к настоящему времени этот показатель не только не уменьшился, но и был увеличен. Основная часть этой задолженности сформирована за счет долгов перед поставщиками ГСМ. По некоторым данным, на сегодняшний день долг АТП №3 только перед поставщиками ГСМ может достигать 55 млн р. И это несмотря на то, что в отчетах предприятия указываются факты выполнения работ по проведению мероприятий, запланированных на 2011 г., по увеличению доходов и снижению затратной части.

В связи с этим следует отметить, что выручка организации в первом полугодии 2011 г. выросла по сравнению с 2010 г. с 252 до 309,5 млн р. Т. е. рост выручки составил около 57 млн р. Но за тот же период 2011 г. себестоимость услуг выросла до 441 млн р., т. е. превысила выручку за первое полугодие на 131 млн р. В итоге на конец первого полугодия 2011 г. АТП №3 показало чистый убыток в размере порядка 30 млн р. Такие показатели, прежде всего, связаны с ростом цен на ГСМ. Особенно резкий скачок цен на топливо наблюдался весной 2011 г. Основной подвижной состав МП «ТП АТП №3» включает в себя машины, работающие на дизельном топливе. На сегодняшний день стоимость одного литра дизтоплива, так называемой солярки, составляет около 25 р. за литр. С наступлением зимнего сезона цена на солярку может подняться до 30 р. за литр. Исходя из этого, стоит делать соответствующие прогнозы об увеличении затрат АТП №3 на ГСМ и, как следствие, об увеличении убытков предприятия.

Значительное увеличение стоимости проезда в городском транспорте может стать одним из методов решения проблемы. Но в этом случае, с большой долей вероятности, можно будет говорить, что такое решение вопроса вызовет широкий общественный резонанс, очевидно, негативный. Более того, увеличение стоимости проезда в муниципальном транспорте сделает его неконкурентоспособным по отношению к альтернативному транспорту. В данный момент стоимость проезда в общественном транспорте составляет порядка 12-15 р. Себестоимость перевозки одного пассажира исчисляется суммой в 28 р. Соответственно, чтобы предприятие могло работать в прибыль, цена на билет должна увеличиться в два раза. Однако такое вряд ли возможно, поскольку АТП №3 является муниципальным предприятием и на него возложены соответствующие социальные функции.

На сегодняшний день АТП №3 перевозит основное количество пассажиров льготной категории. В связи с этим у предприятия возникают дополнительные выпадающие доходы. Кроме этих недополученных доходов в деятельности АТП №3 присутствуют еще и затраты по перевозке пассажиров на нерентабельных рейсах, а также по транспортной карте г. Тольятти. Эти расходы покрываются за счет бюджетных средств. В городском бюджете предусмотрены статьи расходов на покрытие убытков городской пассажирской транспортной отрасли.

Однако денег, выделяемых на субсидирование предприятия, явно недостаточно. Поэтому финансовое благополучие единственного муниципального автобусного перевозчика сегодня, прежде всего, зависит от стабильности выделения субсидий. Сегодня, как правило, выделение денежных средств муниципальным транспортным предприятиям происходит по остаточному принципу. Для урегулирования этого вопроса в Думе г. о. Тольятти (ТГД) была создана специальная рабочая группа. Последнее слово будет сказано на заседании ТГД, которое состоится 19 октября. Возможно, что депутаты в преддверии целой череды выборов вспомнят о том, что их избиратели должны иметь возможность пользоваться качественным и надежным городским транспортом.

Необходимость сохранения муниципального перевозчика имеет и еще одну положительную сторону. По сути, АТП №3 является сдерживающим фактором в росте цен на альтернативных маршрутных транспортных средствах. Кроме того, муниципальные транспортники обязаны строго выполнять согласованный и утвержденный департаментом дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти график движения по маршруту. Об альтернативных перевозчиках такого сказать нельзя.

Но из-за постоянного уменьшения финансирования муниципалитет все-таки шел на сокращение городских муниципальных перевозок. Как следствие, освободившаяся ниша на рынке транспортных услуг была занята альтернативными перевозчиками. При этом из-за сокращения объемов перевозок, вследствие сокращения объемов финансирования, часть городских маршрутов была закрыта. Часть оставшихся маршрутов стала иметь ярко выраженный социальный характер. Это случилось из-за того, что далеко не каждый житель города может воспользоваться услугами частников, в большинстве своем использующих в подвижном составе микроавтобусы. Особенно это касается людей с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, возникает парадокс: чем лучше предприятие работает, тем больше оно терпит убытков. Собственно говоря, этот механизм как раз и объясняет значение термина «социально ориентированная отрасль».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.