Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (387) | 3 октября 2011г.
 

Отскок пошел

Тольяттинские предприятия выходят из кризиса, а АВТОВАЗ делится на части

Сейдамет Абреков

По итогам 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» оказалось лидером по выручке среди всех компаний, зарегистрированных в Тольятти. Объем выручки составил 137,9 млрд р. ОАО «КуйбышевАзот» (КуАЗ), занявшее второе место, выручило в несколько раз меньше — 21 млрд р. Однако уже сегодня стартовал процесс вывода из АВТОВАЗа активов для создания на их базе новых юридических лиц. Следующим шагом станет снижение уставного капитала АВТОВАЗа. Поправки в устав общества по этому поводу будут утверждены 19 октября собранием акционеров.

Делить и отнимать

С 28 сентября акционеры ОАО «АВТОВАЗ» получили возможность ознакомиться с материалами, подготовленными к внеочередному собранию акционеров, назначенного на 19 октября. Необходимость созыва внеочередного собрания акционеров была вызвана изменениями в совете директоров АВТОВАЗа и изменениями в устав общества. Но если замену одного представителя Renault на другого – Патрика Пелата на Карлоса Тавареса можно считать чисто техническим мероприятием, то изменения в устав АВТОВАЗа носят гораздо более существенный характер. Судя по всему, необходимость менять устав появилась в связи с выводом из структуры АВТОВАЗа его внутренних производств в отдельные юридические лица.

Старт этого процесса был дан с выводом высвобожденного персонала в ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр». Позже были созданы ООО «Лада Инструмент», ООО «Производство по переработке промышленных отходов», ООО «Двор печатный АВТОВАЗ» и т. д. С учетом того, что на АВТОВАЗе продолжают формировать все новые юрлица, для наполнения которых будет выводиться имущество — цеха, оборудование, технологии и т. д., в ближайшее время стоит ожидать значительного снижения уставного капитала АВТОВАЗа. Сегодня уставный капитал составляет чуть более 9,2 млрд р.

Изменения в устав в дальнейшем способны оказать значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Ведь вполне естественно, что вслед за созданием новых юрлиц, а значит и за снижением стоимости активов, АВТОВАЗу придется вступать с этими новыми юрлицами в коммерческие отношения.

Также стоит отметить, что в предыдущей редакции п. 8.3.4 устава АВТОВАЗа (акционерам предстоит одобрить новую редакцию этого пункта) не говорилось об обязанности ликвидации общества в случае снижения стоимости чистых активов ниже уставного капитала.

Отдать все дяде

Что касается будущего вновь образованных юридических лиц, продукция которых необходима для производства вазовских автомобилей, то, скорее всего, они будут переданы ГК «Ростехнологии» в зачет долга АВТОВАЗа перед Ростехнологиями. Такая схема была опробована вазовцами на продаже трех дочерних обществ, энергетических активов АВТОВАЗа. Во многом благодаря реализации ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК» АВТОВАЗ по итогам 2010 г. сумел показать чистую прибыль в 2,1 млрд р. По этому поводу руководитель пресс-центра ОАО АВТОВАЗ Александр Шмыгов пояснял: «За счет средств, вырученных от продажи непрофильных энергетических активов, в декабре 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» выплатило ГК «Ростехнологии» 2,56 млрд р. в рамках частичного погашения ссуды» (см. «Хронограф» №12 (365) от 04.04.11).

Общий объем долга АВТОВАЗа перед Ростехнологиями достигал 75 млрд р. Судя по всему, для покрытия этого долга АВТОВАЗу придется реализовать большинство имеющихся активов. Какова же будет судьба выведенных и проданных Ростехнологиям производств, будут решать уже руководители этой ГК. После назначения Дмитрия Медведева на должность председателя правительства РФ ожидается акционирование ГК «Ростехнологии». Далее ничто не будет мешать вновь образованному акционерному обществу реализовать бывшие вазовские активы третьим лицам. Эти лица смогут диктовать той структуре, которая останется от АВТОВАЗа, цены на свои услуги. Отказаться от этих услуг автосборочному производству, которое вскоре останется от нынешнего АВТОВАЗа, будет практически не возможно ввиду его территориальной привязки.

Кроме того, у вывода активов с АВТОВАЗа есть и другая сторона — социальная. Вместе с передачей цехов и оборудования во вновь образованные юрлица будет переводиться персонал. К чему такое приводит, можно судить на примере ООО «АВТОВАЗ-перспектива» и ООО «Реформинг-центр».

Спустя непродолжительное время, как в эти общества были переведены тысячи работников АВТОВАЗа, им было предложено искать новые рабочие места. Например, бывшим вазовцам через центр занятости населения г. Тольятти были предложены вакансии в ОАО «ГМК «Норильский никель» (г. Норильск, Красноярский край).

После того, как реорганизация АВТОВАЗа пойдет полным ходом, говорить о моноструктурности экономики Тольятти формально уже будет нельзя. Хотя на самом деле мало что изменится.

Наметился рост

Большинство остальных крупных компаний Тольятти в сравнении с показателями 2009 г. нарастили обороты. Из чего можно сделать вывод, что за год, прошедший с дна кризиса (каким можно назвать 2009 г.), прошел определенный отскок. Дополнительным подтверждением этого служит то, что компания, занявшая 50-е место в Топ-50 крупнейших предприятий Тольятти в 2010 г., показала большие обороты, чем компания, занявшая это место в 2009 г. Если в 2009 г. минимум для вхождения в топ-50 составил 1,087 млрд р., то в 2010 г. минимум увеличился до 1,24 млрд р. В то же время, предприятия, занятые в автомобильной промышленности, до сих пор не показали докризисных результатов. Тогда как, например, химическая промышленность и трансформаторостроение демонстрируют более положительную динамику и уже превзошли показатели 2008 г.

Структурно картина Топ-50 тольяттинских компаний изменилась не сильно. По прежнему вслед за АВТОВАЗом идет ОАО «КуАЗ», нарастившее за год обороты с 16 до 21 млрд р., т. е. на 5 млрд р. Еще один химический гигант — ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) также увеличил выручку почти на 5 млрд р. — с 14,8 до 19,7 млрд р. и сохранил за собой третье место. ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» осталось на четвертом месте и также нарастило обороты на 5 млрд р. — с 8,3 до 13,3 млрд р.

На 5 и 6 местах ООО «Тольяттикаучук» (ТК) поменялось местами с ООО «ИНСАЮР-АВТОТРЕЙД-ТЛ». Это произошло из-за того, что торговая компания из группы «Инсаюр» смогла увеличить обороты более значительно, чем производитель химической продукции — на 2,7 и 1,1 млрд р. соответственно. На фоне пяти миллиардного роста КуАЗа и ТоАЗа скромный рост выручки ТК весьма показателен.