Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (384) | 12 сентября 2011г.
 

Елена Козырева:

Задача внимательного родителя -бережное развитие интеллекта ребенка

Борис Кротов

Рано или поздно все родители начинают задумываться о том, как создать условия для гармоничного развития своего ребенка. Естественно, что у каждого родителя возникает множество вопросов, ответы на которые не всегда просто найти. Чтобы разобраться со всеми тонкостями, мы обратились к экспертам в области раннего развития детей из компании ООО «Бэби-клуб» и задали вопросы, которые чаще всего волнуют родителей. На вопросы издания ответил один из ведущих специалистов по раннему развитию детей компании «Бэби-клуб», исполнительный директор «Бэби-клуба» на пр-те Кирова в г. Самаре Елена КОЗЫРЕВА.

- Елена Викторовна, что такое раннее развитие?

- К сожалению, достаточно часто родители подразумевают под ранним развитием насильственное и концентрированное преподнесение информации ребенку. Есть также мнение, что раннее развитие лишает ребенка детства. Но на самом деле это не так. Если грамотно подойти к вопросу развития и разобраться во всех его тонкостях, то оно не только не лишит ребенка детства, но, наоборот, наполнит его впечатлениями, радостью познания. А в будущем ребенок, которого развивали с раннего детства, с легкостью реализует себя и станет успешной личностью.

Каждый согласится, что человеческий род вряд ли смог бы выжить, если бы человек не развивался после рождения. Потребность в развитии является естественной для каждого ребенка. Клетки головного мозга развиваются благодаря внешним воздействиям и информации, которую малыш получает извне и обрабатывает. Поэтому под ранним развитием нужно понимать создание для ребенка такой среды, в которой он сможет постоянно находить для себя интересную информацию, решать все новые и новые задачи.

- Когда нужно начинать развитие ребенка?

- Существует такой стереотип, что развитием ребенка необходимо заниматься с трех лет. И чаще всего родители начинают задумываться о каких-то занятиях с детьми, когда малыш достигает именно этого возраста. Но как говорил Масару Ибука, автор легендарной книги о раннем развитии: «После трех уже поздно»! И это не пустые слова. В своих клубах мы наблюдаем за детьми, которые приходят к нам в восемь месяцев. К двум годам такие дети намного опережают в развитии своих сверстников, которые начали заниматься в более позднем возрасте. Научно доказано, что в первые шесть месяцев после рождения мозг ребенка достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%! Именно в первые годы жизни мозг наиболее восприимчив к новой информации — это то время, когда закладывается интеллектуальный фундамент. Мозг ребенка работает по принципу «развивай или потеряешь». И если не стимулировать его развитие, он просто избавится от невостребованных нервных клеток и нейронных связей. Поэтому мы советуем начинать развитие малыша с самого его рождения.

Несмотря на вышесказанную фразу «после трех уже поздно», не стоит забывать, что человек развивается всю жизнь. Фраза лишь значит, что период до трех лет является самым благоприятным для развития. Но влиять на развитие ребенка никогда не поздно. И если вы не использовали первые три года жизни ребенка, это не значит, что уже поздно. Ребенок со скромными врожденными способностями благодаря развитию может добиться огромных успехов, в то время как ребенок с большими врожденными способностями не добьется успеха без их развития.

- Что лучше — развивать ребенка в какой-то одной области или обеспечить ему всестороннее развитие?

- Ребенок — это отдельная личность, у которой с рождения есть способности к тому или иному виду деятельности. Но иногда родители игнорируют эти способности и развивают ребенка исключительно в тех областях, которые сами считают нужными и интересными.

Конечно, призвание маленького ребенка не всегда может быть очевидным для родителей. Именно поэтому так важно дать мощный импульс к развитию потенциала ребенка в самых разных областях, не ограничивая чем-то одним. Во взрослой жизни это позволит ребенку выбрать свой путь и реализовать себя в интересующей его области.

С другой стороны, если ребенок явно проявляет желание к какой-то определенной деятельности и она доставляет ему удовольствие — нужно делать особый упор на его развитие в этой области.

Вспомните, как изменился наш мир за последнее время. Еще двадцать лет назад мы не представляли, какое место в нашей жизни займут мобильные технологии и Интернет. И сегодня мы лишь способны догадываться, какие новые профессии могут появиться. На нас ложится ответственная задача — подготовить детей к будущей жизни. Поэтому так важно сделать все, чтобы ребенок в самом раннем возрасте получил прочную интеллектуальную базу.

- Может ли раннее развитие навредить ребенку?

- Да, раннее развитие может пойти во вред. Занимаясь с малышом, важно не переусердствовать. Обязательно нужно учитывать психологические и физиологические особенности ребенка, темп его развития. Например, если ребенок очень активный и быстрый, ему нужно давать короткие задания в быстром темпе и чаще сменять виды деятельности. Если ребенок медлительный — не нужно говорить с ним очень быстро, не нужно торопить его. Когда ребенок лучше усваивает информацию на слух, не нужно заставлять его смотреть на вас или на какой-то предмет. Кроме того, любому малышу просто необходимо двигаться, поэтому не старайтесь его все время обездвиживать. И не нужно ставить себе самой главной целью именно научить ребенка.

Важно помнить, что ребенок дошкольного возраста не способен длительное время удерживать свое внимание. Дозировка очень важна. Если говорить о принципе, который мы используем в «Бэби-клубе», то мы даем ребенку задание на 2-3 минуты. Это как раз тот промежуток времени, в течение которого малыш способен сконцентрироваться и впитать информацию. Дальше мозг ребенка переключается. Поэтому мы после такого концентрированного задания отпускаем ребенка в игровую комнату, где он может переключиться на другой вид деятельности.

Если ребенка передержать, то он, даже если будет внимательно слушать, все равно не сможет воспринимать информацию. С возрастом промежуток времени, в течение которого мозг способен обрабатывать информацию, будет увеличиваться. Такова физиология. Поэтому нужно понимать, что развитие малышей нужно начинать с коротких заданий и постепенно увеличивать время. И, конечно, не забывать об отдыхе, в т. ч. с физической активностью.

Развитие ребенка нужно строить последовательно, по принципу — от простого к сложному. Например, до полутора лет ребенку можно показать букву А и произнести ее вместе с ним. К двум годам малыш сможет находить букву среди других и называть ее самостоятельно, а к трем годам буквы начнут складываться в слова.

Есть еще один принцип — от общего к частному. Он на первый взгляд может противоречить предыдущему. И у родителей иногда возникает вопрос: «Зачем ребенку сразу показывать так много?» Но почему мы должны скрывать от ребенка общую картину — это же мир вокруг нас. Ведь нелогично, например, говорить ребенку, что мы живем на планете Земля, не показывая ему всю солнечную систему.

Чтобы снизить риск перегрузки, позвольте ребенку выполнять задания в движении, в удобном для него положении: сидя на ковре, лежа, стоя, прыгая и т. д. Предлагайте ребенку задания, которые соответствуют его возрасту, и никогда не забывайте, что самое главное для ребенка — это игра. Все задания подавайте в игровой форме.

Кроме всего вышеперечисленного, конечно, нужно учитывать и настроение ребенка. Если малыш не хочет заниматься, не нужно заставлять и насильственно впихивать информацию. Определить, что раннее развитие не идет ребенку на пользу, можно по его реакции. Посмотрите, насколько ему нравятся те или иные занятия, как реагирует тело и срабатывает психосоматика. Здесь важна и ваша интуиция, обязательно спрашивайте себя, правильно ли вы делаете.

- Что лучше: заниматься с ребенком самостоятельно или записаться в специализированный центр?

- Не стоит ограничиваться чем-то одним. Если есть возможность, то мы рекомендуем и заниматься с ребенком дома, и посещать специализированный детский клуб.

Ценность качественного общения родителей с ребенком невозможно переоценить. Дома обязательно уделяйте внимание развитию малыша, и это не всегда должны быть целенаправленные занятия. Старайтесь любое домашнее дело направлять на развитие. Помогайте осваивать ребенку новые умения, доверяйте ему и позволяйте свершать все новые и новые открытия. Вот такой простой и показательный пример: к году и даже раньше ребенок способен научиться самостоятельно есть ложкой, но если мама будет сама кормить его до трех лет, этот навык будет оставаться неосвоенным. Да, с первого раза ребенок не станет есть аккуратно, как взрослый, да, проще накормить ребенка — так быстрее и меньше грязи. Но думая о том, как облегчить жизнь себе в настоящем, не забывайте думать о том, как облегчить жизнь своему ребенку в будущем. Дома обязательно будьте на связи со своим ребенком, общайтесь с ним. Не оставляйте без внимания вопросы малыша, ведь если вы не будете удовлетворять его желание к познанию, оно пропадет совсем.

В свою очередь детские развивающие клубы имеют свои преимущества перед занятиями дома, это наиболее эффективный и увлекательный для ребенка вариант занятий. Атмосфера таких заведений помогает малышам целиком погрузиться в интеллектуальный процесс, а родители получают больше свободного времени.

Все пространство центра специально организовано для развития. С малышом будет заниматься профессионал, который поможет раскрыть его индивидуальные способности. В центре много разнообразных пособий и игрушек, которые не надоедают ребенку. Посещая клуб, занятия будут систематическими, чего практически невозможно добиться в домашних условиях. И самое главное, в центре есть другие дети, с которыми можно общаться. Это способствует социализации малыша, кроме этого, дети мотивируются своими сверстниками.

Поэтому общение с родителями и посещение специализированного детского центра — это две обязательных составляющих для гармоничного развития малыша.