Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (374) | 6 июня 2011г.
 

Накапали на Самаранефтепродукт

Владельцы малых сетей АЗС обвинили «дочку» Роснефти в занижении цены на бензин

Илья Казаков

19 мая ООО «Веста» от имени владельцев независимых автомобильных заправочных станций (АЗС) Самарской обл. подало заявление в УФАС Самарской обл. В своем заявлении фирма обвинила сбытовую «дочку» ОАО «Роснефть» — ОАО «Самаранефтепродукт» в нарушении закона о конкуренции. Согласно заявлению монополист продает бензин по ценам ниже закупочных. В то же время для оптовых покупателей цены были существенно выше.

Как сообщили «Хронографу» в УФАС, заявление о нарушении Самаранефтепродуктом ФЗ «О защите конкуренции» было подано неким ООО «Веста». Только в Самаре компаний с идентичным названием зарегистрировано около 30. Вероятно, на это и был расчет владельцев АЗС, намеренно разглашающих информацию о подаче заявления. «В рамках проверки фактов, изложенных в заявлении, управлением были направлены запросы о предоставлении информации в адрес ОАО «Самаранефтепродукт» и заявителя», -сообщила врио руководителя УФАС по Самарской обл. Светлана Аверьянова.

По данным независимых нефтетрейдеров, возможные нарушения у Самаранефтепродукта начались в разгар «бензинового кризиса» — в апреле-мае 2011 г. В заявлении отмечается, что закупки бензина марки АИ-92 Самаранефтепродукт якобы осуществлял у ОАО АНК «Башнефть» и ОАО «Лукойл» по цене 34,5 тыс. р. за тонну — около 29,5 р. за 1 литр. При этом стоимость литра того же бензина на АЗС «Роснефть», принадлежащих Самаранефтепродукту по всей Самарской обл., составляла 23,5 р./л, т.е. около 31,33 тыс. р./т.

Самаранефтепродукт удерживает цены на бензин за счет старых запасов топлива
Самаранефтепродукт удерживает цены на бензин за счет старых запасов топлива

При этом стандартная биржевая цена на бензин марки «Регуляр АИ-92» составляет примерно 34-34,5 тыс. р./т. С учетом транспортных и прочих расходов себестоимость тонны бензина составляет 35 — 36 тыс. р./т.

Соответственно, реализация бензина в розничной сети Самаранефтепродукта происходит по цене более чем на 15% ниже нынешней закупочной. В таких действиях «дочки» Роснефти независимые владельцы АЗС усмотрели нарушение Федерального закона о защите конкуренции. «Устанавливая в собственной розничной сети цену на нефтепродукты ниже цены их приобретения и одновременно мелкооптовую цену выше указанной розничной, Самаранефтепродукт, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, нарушает п.1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции», — говорится в заявлении.

Впрочем, эксперты считают, что вряд ли нефтетрейдерам удастся прилечь Роснефть к ответственности. По их мнению, вероятнее всего, речь идет не о продаже ниже себестоимости, а о латентности в обновлении ценников, обоснованной запасами. Роснефть якобы закупает бензин большими партиями, в отличие от местных игроков, что позволяет длительное время распродавать недорогие по себестоимости запасы. Аналогичная ситуация фиксируется в Москве и Санкт-Петербурге.

Еще недавно в Самарской обл. дефицит бензина не был таким острым, как в некоторых других регионах, где бензин продавали с ограничением по объему. Однако в губернии резко выросли цены на топливо. Проблема обостряется тем, что цена регулярно увеличивается, а количество продавцов, у которых остался ранее закупленный по низким ценам бензин, сокращается. На фоне этого и увеличиваются цены.

Между тем недовольные таким положением дел владельцы независимых АЗС сами рискуют пострадать от УФАС. Автовладельцы Самарской обл., возмущенные взлетом цен, завалили самарское УФАС жалобами на недобросовестных продавцов.

23 мая сотрудники управления совместно с силовиками начали проведение рейда по самарским АЗС. В первую очередь они будут проверять обоснованность цен на тех заправках, на которых бензин стоит очень дорого, т.е. тех самых независимых игроков. В основном это заправки торговых марок «ТНК», «Лукойл», «Витязи» и более мелкие сети. На них стоимость литра АИ-92 близка к 28 р., а цена АИ-95 приближается к 30 р.

Однако даже сейчас эксперты отмечают, что кризис на самарском топливном рынке все равно недостаточно заметен. Несмотря на то что низкие цены держатся только на заправках Роснефти и отток клиентов идет туда, серьезные проблемы действительно станут заметны, когда и у Роснефти закончатся запасы недорогого бензина.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.