Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (374) | 6 июня 2011г.
 

Доторговались

Результаты электронных торгов могут отрицательно сказаться на здоровье детей

Вероника Синицына

30 мая президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ поднял вопрос о введении в школах единого стандарта питания. Фактически в перспективе речь может пойти о создании системы качественного питания детей во всех соответствующих учреждениях. В Сызрани одним из итогов подобной работы стало создание осенью 2010 г. МУП «Комбинат питания». Дальнейшее развитие идеи может оказаться под угрозой с переходом муниципалитетов на размещение заказов посредством электронных торгов.

30 мая состоялось совместное заседание президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное вопросам охраны здоровья детей и подростков. В частности, речь на нем шла о необходимости развития системы школьного питания и оборудования школьных пищеблоков. Была поднята и тема перехода к единым стандартам школьного питания. Дмитрий Медведев отметил: «...исполнимость этих стандартов в значительной мере будет зависеть от... региональных властей. Мы не можем сделать их низкими — это наши дети». В Сызрани подобными проблемами вплотную занялись в конце 2009 г. Тогда всерьез зашла речь о создании комбината школьного питания. Осенью 2010 г. была реализована идея муниципальной формы проекта. Было создано МУП «Комбинат питания» (см. «Хронограф» №38 (347) от 15.11.10).

Муниципальный формат комбината питания изначально имел несколько видимых положительных моментов. Он должен был позволить аккумулировать средства, дать городу возможность напрямую контролировать финансовые потоки, в конечном итоге — улучшить качество школьного питания. Этого результата, по мнению экспертов, добиться удалось. Можно было задуматься над внедрением оправдавшей себя системы в детских садах, других учреждениях образования, лагерях отдыха. Идея, однако, оказалась под серьезной угрозой.

С 1 января 2011 г. субъекты РФ, муниципальные образования перешли на размещение заказов на выполнение определенных работ посредством электронных торгов. Сделано это в рамках реализации Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предполагалось, что электронные торги будут способствовать экономии бюджетных средств, повышению эффективности размещения заказов, его прозрачности, росту уровня конкурентной среды, также как и снижению коррупционных факторов.

Переход на электронную форму торгов вместе с плюсами принес и видимые минусы. Эксперты заговорили о больших возможностях для махинаций со стороны недобросовестных фирм, целенаправленного срыва торгов, а также об отсутствии гарантий со стороны подрядчика качества работ и самого их выполнения.

Отмечены случаи, когда беспрецедентные торги на понижение заставляли отказываться от заказа серьезных поставщиков. Предприятия, работающие «по-белому», не могут позволить себе заказ ниже просчитанной себестоимости услуг. В выигрыше оказываются те, кто сэкономит затем на качестве, спрячет налоги. В конечном итоге недобросовестная фирма, получив деньги, может вообще исчезнуть с рынка. Необходимая услуга окажется невыполненной.

Особую опасность могут представлять те случаи, когда сомнительные предприятия становятся победителями в торгах, имеющих социально важное значение. Например, по организации питания детей в учреждениях образования, летних загородных лагерях. Здесь заложниками ситуации могут оказаться дети. Подобные тенденции отмечаются и в Сызрани.

10 мая 2011 г. были подведены итоги аукциона на право заключения муниципального контракта с муниципальным учреждением «Детский досугово- оздоровительный лагерь «Рассвет» на оказание услуги по организации питания детей и сотрудников. Аукцион проводился в электронной форме. Заказчиком выступил «Рассвет». Начальная цена контракта была заявлена в 2499000 р. В аукционе приняли участие ООО «Мерцана» и Комбинат питания. Победителем аукциона стала «Мерцана». Она предложила цену в 1636845 р.: снижение более чем на 40%.

Итоги подобных аукционов могут не решать, а ставить проблемы. Работу, финансовые потоки, качество услуг муниципального предприятия город может контролировать. У муниципалитета при необходимости найдутся реальные рычаги, чтобы повлиять на ситуацию в нужную сторону. Иногородний поставщик, отметившийся в сомнительных аукционах, полного доверия у экспертов не вызывает. Он, однако, благодаря электронным торгам может стать победителем целого ряда подобных аукционов.

В конечном итоге такие процессы способны поставить под угрозу не только здоровье детей в лагерях отдыха или реализацию проекта качественного школьного питания в Сызрани. Подобные процессы могут идти и в других регионах России. В них может упереться и идея Дмитрия Медведева о создании единого стандарта школьного питания. Эксперты полагают, что ФЗ №94 требует серьезной доработки. Он, например, должен ограничивать допуск к участию в электронных аукционах сомнительных поставщиков, фирм, входящих, по мнению налоговых и других контролирующих органов, в число неблагонадежных.