Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (371) | 16 мая 2011г.
 

Границ не видно

Тема расстояний до точек продажи алкоголя начинает «замыливаться»

Иван Григорьев

13 мая на официальном сайте Думы г.о. Самара (ДГОС) наконец появилось сообщение о проведении 20 мая думских слушаний по определению территорий, на которых не допускается розничная реализация крепкого алкоголя. Однако анонсированные в конце апреля мероприятия, связанные с дополнительной проработкой вопроса расстояний от социально значимых объектов до точек продаж, за истекшие недели, похоже, так и не были проведены. Это означает, что слушания, предшествующие принятию решения думой, могут вновь перенести уже на июнь. Алкогольное лобби, судя по всему, рассчитывает, что с течением времени внимание к ограничительным мерам ослабнет и про них можно будет просто забыть.

Самой популярной версией переноса с 21 апреля на 20 мая думских слушаний по поводу ограничения расстояний до входа в помещения, где ведется торговля крепкими алкогольными напитками, являлась версия «паузы, специально взятой участниками бизнеса для проведения переговоров». В отчетном периоде договариваться им наверняка предстояло как с чиновниками администрации Самары, так и с депутатами ДГОС. Озвученная скорее для прикрытия причина переноса якобы из-за «недостаточной проработанности вопроса» могла свидетельствовать как раз против тех, от чьей позиции зависело дальнейшее благополучие игроков алкогольного рынка.

«Сокращение расстояний должно обсуждаться на разных уровнях, различными общественными организациями, молодежным парламентом, пройти более детальное изучение в мэрии, у которой еще нет официального заключения по данной теме», — пояснял сразу после переноса источник, знакомый с ситуацией (см. «Хронограф» №15 (368) от 25.04.11).

Действительно, позиция мэрии, озвученная в середине апреля и.о. руководителя департамента потребительского рынка и услуг Валерием Моргуновым, напоминала сигнал к началу некоего торга в отношениях с бизнесом. Понятно, что оставление нынешнего запретного расстояния не позволит продвинуться на рынке в т.ч. тем, чьи интересы, вероятно, лоббируют городские чиновники. Поэтому случившееся промедление с принятием решения, похоже, преследовало цель совершения негласных пакетных сделок между оппонентами, причем не только в области торговли алкогольной продукцией, но и в политической плоскости. Если это так, то борьба депутатов ДГОС за пределы ограничений по аналогии с мэрией должна была бы прекратиться в тот момент, когда участники рынка завершили передел сфер влияния. При этом предположение, что депутаты намерены учитывать рекомендации молодежного парламента и неких общественных организаций, выглядит слишком смело. Больше подходит версия, что в ДГОС предпочли воспользоваться существованием того же молодежного парламента и представили все так, будто без его решения слушания провести невозможно. Таким образом, выигрывается время для достижения кулуарных договоренностей: молодежный парламент и общественники не собираются, пока негласный передел не будет завершен.

В пользу данного варианта говорит почти трехнедельное «молчание» по алкогольному вопросу, наступившее сразу после переноса. По идее, обсуждение темы «на разных уровнях» и ее «более детальное изучение в мэрии», якобы не имеющей официального заключения о предельно допустимых расстояниях, должно завершиться до 19 мая.

Однако никакой определенности в плане выработки официальной позиции администрации Самары и консолидированного мнения ДГОС до сих пор нет. Показательна повестка работы ДГОС в период с 25 апреля по 19 мая 2011 г. — в план мероприятий так и не включено заседание молодежного парламента с приглашением представителей различных общественных организаций. Создается впечатление, что заседания молодежного парламента и прочих органов, имеющих отношение к деятельности ДГОС, намеренно затягиваются с целью произвести очередной перенос думских слушаний уже на лето 2011 г.

Не исключено, что даже в случае рассмотрения вопроса молодежным парламентом причина переноса слушаний все равно найдется -переговоры между лоббистами алкогольного бизнеса могут продлиться до конца года. К примеру, может быть заявлено, что «проработать» вопрос нужно еще нескольким выдающим рекомендации инстанциям. Соответственно, по мере подключения новых инстанций проведение слушаний может саботироваться довольно долго. Расчет здесь может делаться на то, что с течением времени внимание к проблеме ограничения расстояний ослабнет, а общественность забудет про необходимость принятия ДГОС вышеописанных мер по противодействию алкоголизации населения на территории г.о. Самара.