Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (369) | 3 мая 2011г.
 

Индикатор устойчивости

Проверка лицензий на право торговли алкоголем зачистит рынок от слабых участников

Илья Ширтанов

По сообщениям департамента потребительского рынка и предпринимательства г. о. Тольятти, в настоящее время ведется активная работа по выявлению торговых точек, осуществляющих продажу алкоголя без соответствующей лицензии. Следует отметить, что подобные проверки проходят не только в Тольятти, но и на других территориях Самарской обл. В этой работе уже обозначилась устойчивая тенденция. Вопросы к соблюдению лицензионных требований в основном возникают к владельцам небольших продуктовых магазинов. И этому есть вполне логичное объяснение — соблюдение требований создает дополнительные издержки. Не все способны на них идти.

Анализ субъектов рынка продуктового ритейла, имеющих лицензии на право торговать алкоголем, позволил получить примерную картину состояния дел в этой сфере бизнеса на территории Самарской обл. Относительная высокая покупательная способность населения Самарской обл. сделала регион привлекательным для многих федеральных и даже международных операторов продуктового ритейла. В Самарской обл. своих покупателей нашли супермаркеты и гипермаркеты таких известных брендов, как «Ашан», «Метро», «Реал», «Карусель», «Лента», «О"КЕЙ». Любой инвестор, заходя в новый для себя регион, оценивает перспективу скорейшей окупаемости понесенных затрат. Как показывает практика, многие уверены в том, что в Самарской обл. это им удастся сделать. Однако рынок всегда имеет свой предел. Самарский рынок продуктового ритейла сегодня уже испытывает высокую конкуренцию. Борьба за покупательские потоки возможна благодаря уходу с рынка слабых и более мелких местных участников. Кампания по проверке лицензий — наглядное тому доказательство.

При рассмотрении местных сетевых операторов рынка их можно классифицировать по территории охвата, численности торговых точек, а также по формату магазинов и соответственно средней площади торговых площадей. Некоторые представители сетевой торговли охватывают всю территорию Самарской обл., у других сфера бизнеса не выходит за пределы какого-либо города или района. Общим для них является лишь то, что эти операторы решили улучшить показатели своего бизнеса за счет увеличения объема выручки путем роста количества торговых точек, выхода на новые покупательские потоки. Не везде это могло дать желаемого эффекта. Ведь рост количества торговых точек и расширение географии присутствия неминуемо влечет увеличение издержек на содержание сети, административных расходов, затраты на логистику. В итоге для некоторых рост мог не оправдать ожиданий. Особенно актуально это стало в период кризиса.

Отдельно здесь стоит выделить владельцев сетей продуктовых павильонов и мелких магазинов, которые даже не имеют общего названия своей сети. Рассматривать таких предпринимателей в сравнении с крупными операторам было бы не совсем объективно. Однако многие из этих малых сетей базируются на своих традиционных территориях, имеют своего покупателя. И в этом их преимущество. Это очень хорошо демонстрирует сеть г. Отрадного ООО «Копейка» с объемом годовой выручки на уровне 700 млн р. Своего рода уникальной можно считать и тольяттинскую сеть супермаркетов «Миндаль». Несмотря на относительно малое количество торговых точек, эта сеть входит в тройку лидеров региона по объемам полученной выручки. Если же произвести пересчет средней выручки на одну точку, то сеть «Миндаль» оказывается вообще вне досягаемости для конкурентов. Подобная особенность позволяет иметь серьезные возможности для оптимизации различных видов затрат. Причем абсолютно безболезненно для самого бизнеса.

С другой стороны, большое количество торговых точек на территории Самарской обл. является показателем высокой емкости рынка. Данное обстоятельство может являться некой гарантией успешности ритейлерского бизнеса при грамотном выстраивании стратегии развития торгового предприятия. Объем рынка, т.е. покупательная способность, впоследствии может успешно использоваться оператором при ведении торговли и умелом применении маркетинговой политики. Вследствие всех указанных факторов в период, предшествовавший экономическому кризису, в Самарском регионе шло активное развитие сетевой торговли. При этом открывать новые торговые точки и расширять свое поле деятельности могли не только крупные операторы, но и представители малого бизнеса.

Возвращаясь к теме проверок торговых точек на соблюдение законодательства при реализации алкоголя, можно отметить, что основными нарушителями в этой сфере являются как раз мелкие предприниматели. Данное обстоятельство может объясняться желанием представителей малого бизнеса таким образом решать проблемы затрат своего предприятия. Весьма сомнительно, чтобы серьезные операторы позволили себе допустить то, чтобы их торговые заведения были лишены лицензий на право торговли алкоголем.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.