Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (369) | 3 мая 2011г.
 

Другой взгляд на количество

Продуктовый ритейл по-разному вышел из кризиса

Илья Ширтанов

В апреле была раскрыта информация по итогам деятельности за I кв. 2011г. двух крупнейших федеральных ритейл-операторов, осуществляющих свою деятельность в том числе и на территории Самарской обл. Помимо федеральных сетевиков, на территории Самарского региона присутствуют местные торговые предприятия, способные по показателям выручки конкурировать с глобальными операторами. Сопоставляя данные, можно заметить, что некоторые местные ритейлеры способны не только выдерживать конкуренцию с федеральным сетями, но и в чем-то их даже обходить.

По официально раскрытым данным выручка торговой сети «Магнит» в I кв. 2011г. выросла по сравнению с периодом того же года на 53,15 %, превысив рыночные прогнозы. В денежном выражении, по неаудированным данным, чистая выручка ОАО «Магнит» на 31 марта 2011г. составила более 75 млрд р. Результаты деятельности за I кв. 2011г. опубликовала крупнейшая российская компания розничной торговли Х5 Retail Group. Данная организация показала значительный рост по аналогии с периодом прошлого года. Консолидированная чистая розничная выручка выросла по сравнению с первым кварталом 2010 г. на 48% в рублевом выражении и составила почти 112 млрд р.

Показанная тенденция весьма характерна для ряда компаний этого сектора. Хотя вполне логично, что объемы продаж местных торговых сетей не могут достигать общих показателей федеральных операторов рынка. Однако им приходится изыскивать возможность для серьезной конкуренции с операторами федерального уровня. Сильная сторона федеральных участников рынка — высокие обороты, способность оптимизировать систему логистики. Это при необходимости позволяет формировать достаточно конкурентную ценовую политику при вхождении на новые рынки в регионах.

Сильная сторона местных участников рынка — возможность оперативно принимать решения по работе с местными производителями продуктов питания, знание особенностей потребительского спроса на территории своего присутствия, мобильность решений в ценовой политике.

Перспективы продуктовой розницы зависят от выбора покупателей
Перспективы продуктовой розницы зависят от выбора покупателей

Весьма серьезным испытанием для многих ритейлеров и в особенности местных участников рынка стал период 2009-2010 гг. — время, когда влияние кризиса весьма заметно пошатнуло стабильность покупательской активности населения. Для торговли это было временем борьбы с издержками. Причем одновременно с этим приходилось держать приемлемый уровень отпускных цен. Две эти вещи почти не сопоставимы.

В данной ситуации уместно напомнить, что в докризисный период основной тенденцией сетевого продуктового ритейла было стремление участников рынка увеличивать количество торговых точек. Объяснялось это наличием избыточной ликвидности с одной стороны. С другой стороны, в тот период при оценке бизнеса кредитные учреждения зачастую в первую очередь обращали внимание на показатель роста валовых оборотов. Эта тенденция заставляла многих операторов заходить на новые территории путем аренды торговых площадей. На второй план уходили вопросы организации логистики.

Кризис заставил многих серьезно пересмотреть эту бизнес-стратегию. Для многих местных операторов докризисные показатели количества торговых точек еще долго будут оставаться недосягаемыми.

Однако стоит выделить ряд особенностей. Так например, тольяттинская сеть супермаркетов «Миндаль» сумела не только без количественных потерь пережить кризис, но даже улучшить в течение этого времени свои отдельные показатели. При относительно малом количестве торговых точек, сеть имеет стабильно возрастающую валовую выручку. Причем делать это удается вовсе не за счет увеличения торговой надбавки.

Возможность оптимизации затрат в той конфигурации сети, которую имеет «Миндаль» сегодня представляется наиболее выгодной по сравнению с другими конкурентами, даже федерального уровня.

Сеть компактно располагается в пределах одного города, соответственно вопросы логистики не столь обременительны. Во-вторых, достаточно крупные торговые площади в совокупности с хорошими покупательским потокам дают высокий объем выручки в пересчете на одну торговую точку. Это ведет к относительно умеренным административным и хозяйственным издержкам на обеспечение работы этих магазинов.

Для сравнения, региональный лидер по объемам полученной выручки по итогам 2009 г. компания ООО «Торговая фирма «Самара-продукт» (сеть «Копейка») имеет сегодня 34 магазина. При полученной в 2009 г. выручке на уровне 3 900 млн р., это в среднем из расчета на одну точку около 114 млн р. Для «Миндаля» этот показатель находился примерно на уровне 231 млн р. Что касается еще одного лидера по объему полученной выручки среди региональных операторов рынка ООО «Агроторг-Самара», то 86 магазинов дает ему средний уровень выручки на одну точку всего около 25 млн р.

Предстоящий период обещает быть продуктивным для тех, кто наиболее подготовленным вышел к нему после наиболее тяжелых кризисных лет.

Комментарии

Сергей ДУЦЕВ, генеральный директор ООО «Торговый дом «Миндаль»

- Мы работаем со многими российским производителями, как с местными, так и из других регионов РФ. Основными критериями выбора поставщиков является качество продукции. Продукция местных производителей, являющаяся социально-значимой, поставляется в нашу сеть и реализуется с наценкой не более 5-10%. Для привлечения покупателей ООО «ТД «Миндаль» работает над улучшением качества обслуживания, предоставлением наибольшего выбора товаров народного потребления, проводит акции по снижению цен и т.д. Мы не ведем борьбу с федеральными сетями. По экономическим показателям наша компания удерживает рыночные позиции на уровне 2010 г.