Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (369) | 3 мая 2011г.
 

Ример — Петриков:

Менеджеры одной группы

Егор Кошеров

31 марта первый вице-мэр Самары Юрий РИМЕР подписал постановления о выделении из бюджета субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов поставщикам коммунальных услуг. Одним из основных выгодополучателей по данным статьям в 2011 г. является ЗАО «Самарская управляющая теплоэнергетическая компания» (ЗАО СУТЭК), возглавляемое Андреем ПЕТРИКОВЫМ. По сути, Ример отвечает за оказание подобных преференций всем компаниям, входящим в структуру жилищно-коммунального бизнеса холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Петрикову и другим менеджерам ВПГ остается лишь придумывать резонансные предлоги для очередного денежного довольствия от мэрии.

Факты

До прихода в мэрию Юрий Ример работал в ОАО «Самараэнерго», ОАО «СМУЭК», ОАО «Волжская ТГК» под руководством Владимира Аветисяна. При этом основной задачей Римера, судя по публикациям в прессе тех лет, могло являться «выбивание» долгов из потребителей услуг подконтрольных Аветисяну компаний. Ример ездил по городам и предприятиям и исполнял роль т.н. «говорящей головы», передававшей должникам требования начальства. Внешне все выглядело как законные претензии благородного кредитора, готового идти на переговоры и искать компромиссы, чтобы не отключать подачу энергоресурсов. На деле, после предварительной обработки общественного мнения в выгодном для энергетиков ключе, освоение бюджетов муниципальных образований и государственных предприятий, видимо, шло чуть ли не по принуждению. Действия структур, которые представлял Ример, по всей видимости, зачастую могли приводить к социальной напряженности из-за риска населения остаться без тепла и электричества, а бюджеты различных уровней несли потери в виде, скорее всего, завышенных расходов на оплату коммунальных услуг.

С 1 ноября 2010 г. Ример стал первым заместителем мэра Самары Дмитрия Азарова. Новоявленному чиновнику предстояло забыть о своих коллекторских навыках и встать на защиту бюджета от посягательств поставщиков энергоресурсов и управляющих компаний (УК), входящих в структуру профильного бизнеса ВПГ. Однако Ример сразу дал понять, что прекращать во многих случаях необоснованное перечисление бюджетных средств в пользу организаций жилищно-коммунального комплекса он не намерен. Так, при принятии бюджета Самары на 2011 г. на «поддержку» поставщиков и УК предусмотрели самые крупные ассигнования за последнее время (см. «Хронограф» № 40 (349) от 29.11.10). Объем различных субсидий приближен к отметке 2 млрд р. Две трети от этой суммы, по всей вероятности, выпадает на долю зависимых от ВПГ поставщиков тепла и горячей воды.

Активно взаимодействовать с Римером в части возмещения затрат, связанных с потерями своего предприятия при оказании населению услуг теплоснабжения и ГВС, начал в т.ч. управляющий ЗАО СУТЭК Андрей Петриков. По понятным соображениям, Петриков не распространяется о количестве потерь, происходящих на сетях подчиненного ему оператора, а также о настоящих виновниках образования этих потерь. В качестве оказываемых ЗАО СУТЭК услуг Петриков не сомневается, а возникающие потери теплоносителя, как и все поставщики, может считать перерасходом, допущенным собственниками жилья.

В мае 2010 г. прокуратурой Куйбышевского р-на Самары совместно со специалистами регионального управления Роспотребнадзора была проведена проверка деятельности организаций, подающих горячую воду для жителей Куйбышевского р-на. Выяснилось, что 30 апреля 2010 г. ЗАО СУТЭК и ООО «ПЖРТ Куйбышевский» в нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарных норм и правил, предъявляемых к организации ГВС, допустили попадание нефтепродуктов в систему ГВС для бытовых нужд и подачу горячей воды ненадлежащего качества.

Роспотребнадзор не был проинформирован о данном факте, а жильцы свыше 270 многоквартирных домов Куйбышевского р-на потребляли некачественную горячую воду. Результаты анализа ее состава показали превышение гигиенических нормативов по запаху в 2 раза, а по содержанию нефтепродуктов -более чем в 4 раза. В адрес Петрикова было внесено представление об устранении нарушений.

О «расточительном» потреблении ресурсов населением говорить нельзя хотя бы потому, что люди, обычно меняя стояки и лежаки в квартирах за свой счет, не заинтересованы ни в потерях тепла, ни в утечках воды. Желание экономить появляется без всяких счетчиков, когда собственник жилья заглядывает в квитанцию за квартиру.

Мифы

Мифотворцы полагают, что Юрий Ример, придя в мэрию, мог попросту перевести свою «коллекторскую» деятельность на чиновничий язык. «Если бы человека в аэропорту развернули и не выпустили из страны за коммунальные долги — тогда бы долги не накапливались, — сообщил Ример по поводу слабой взыскательной работы УК. — Управляющие компании денег не получают и не платят поставщикам услуг. Жителям нужно срочно погашать долги. Мэрия в свою очередь всегда стоит на стороне жителей».

Последняя фраза в применении к жителям вряд ли справедлива. Пока незаметно, что Ример уделяет внимание соблюдению законности в отношениях между населением и управляющими компаниями. А ведь именно из-за грубейших нарушений законодательства РФ в области управления домами все большее число жителей Самары перестает платить по квитанциям. Протест понятен: не платят тем, кого по закону не выбирали, и кто не работает, а просто «делает деньги». Однако вместо призвания к порядку недобросовестных игроков рынка Ример, похоже, лоббирует их интересы.

Пока апофеозом лоббизма и демонстрацией видимости заботы о населении стала дискуссия вокруг угрозы выставления т.н. «13-й квитанции» в конце 2010 г. за якобы допущенное жителями Самары сверхнормативное потребление ЖКУ. Сам факт обсуждения «13-й квитанции» до той поры не имел прецедентов, а в середине 2010 г. было прекращено субсидирование потерь предприятий сферы ЖКХ из муниципального бюджета. Все понимали, что «13-я квитанция» — не более чем популистский трюк, используемый поставщиками для запугивания собственников жилья и неосновательного обогащения. Несмотря на это, Ример решил «спасти» население от обязанности платить за потери поставщиков и транспортировщиков, «не заметив», что утечки на сетях последних искусно выдаются за нескромные аппетиты жителей, потребляющих сверх нормы. Вскоре поправки в бюджет Самары на 2011 г., связанные с выделением субсидий на компенсацию выпадающих доходов поставщикам коммунальных услуг за 2010 г., были приняты. Не исключено, что под видом выпадающих доходов от деятельности по обогреву жилого фонда в заявках ресурсоснабжающих организаций сейчас проводятся затраты на обогрев окружающей среды.

Значительная часть изысканных на этот «социальный проект» средств ожидает отправки в ЗАО СУТЭК. Дальнейшие действия связки Ример-Петриков по движению субсидий угадываются из сегодняшних событий в Красноглинском и Куйбышевском р-нах Самары. Идея, за которую зацепился Андрей Петриков в начале 2011 г., заключалась в организации при ЗАО СУТЭК обособленной структуры, номинально занимающейся управлением жилфондов в указанных районах. 1 февраля появилось ООО «Самарская управляющая технико-эксплуатационная компания» (ООО СУТЭК), которое в т.ч. должно было выполнять коллекторские функции по заданию своих основателей.

Главной же целью существования подобных «боковых» фирм традиционно является акцепт любых предъявляемых поставщиком к оплате сверхнормативных объемов потребления коммунальных ресурсов.

Компенсация этих завышенных объемов в перспективе может вновь облегчить бюджет Самары. Однако пока Петрикова подводят исполнители на местах (см. «Хронограф» №13 (366) от 11.04.11), вероятно, из-за того, что он сам не смог проинструктировать их должным образом. Население будто чувствует, что представители ООО СУТЭК чего-то недоговаривают. В частности, есть информация о негласной директиве, якобы доведенной куратором Римера и Петрикова от ВПГ Андреем Кисловым до руководителя департамента управления имуществом мэрии Сергея Черепанова, его заместителя Вадима Кужилина и руководителя МАУ «ЦАУМС» Сергея Уколова. Упомянутым чиновникам, ответственным за передачу домов в управление той или иной компании на основании решений общих собраний собственников жилья, Кислов якобы приказал не подписывать никаких протоколов, кроме тех, где в качестве УК собственники выберут ООО СУТЭК. Понятно, что сопротивление подобным искусственным ограничениям конкуренции будет велико, а потому проект Кислова по удалению помех для Петрикова рискует провалиться. Актуальна версия, что, «проведя» теплотрассы к бюджету, коммунальные операторы ВПГ отвыкли работать в жесткой конкурентной среде, где за потери никто не платит.

Прогнозы

До недавнего времени Петриков в отличие от другого менеджера ВПГ -генерального директора ЗАО «ПТС», а с осени 2010 г. и депутата Думы г.о. Самара (ДГОС) Сергея Алехина — был крайне непубличной фигурой. Получив реального лоббиста жилищно- коммунальных интересов ВПГ в ДГОС, бенефициары холдинга, видимо, захотели иметь такого же профильного специалиста в Самарской губернской думе (СГД). Сейчас Петриков, скорее всего, обдумывает от какого района — Красноглинского или Куйбышевского — ему лучше баллотироваться в депутаты. В случае своего избрания в СГД он может развить инициативу, продвигаемую Алехиным в ДГОС. Инициатива касается пересмотра нормативов потребления населением коммунальных ресурсов в сторону увеличения якобы для экономии бюджетных средств, из которых оплачивается сверхнормативное потребление (с одновременным ростом суммы в квитанциях за квартиру для жителей, не имеющих приборов учета).

Следование интересам поставщиков и управляющих компаний, подконтрольных ВПГ — скорее всего, главная установка, данная Римеру бенефициарами холдинга перед началом его карьеры чиновника. Ример наверняка несет ответственность за экономический эффект, который должны получить его подопечные за счет средств муниципального бюджета. На прочность позиций вице-мэра едва ли способна повлиять и растущая задолженность за ЖКУ. Обязательства по возмещению затрат «своим» игрокам могут перекладываться с собственников жилья на бюджет и обратно довольно долго. Единственное, что противопоказано Римеру, — доведение ситуации с долгами до критической точки, когда неуплата станет больше правилом, чем исключением.

Цитата:

- Юрий Ример подтвердил намерения энергетиков с 24 марта полностью обесточить Саратов, если 325 млн р. задолженности по текущим платежам не будут погашены. «Проблема решается очень легко, при желании ее можно решить за 15 минут», — сказал Ример. По его словам, средства на оплату ресурсов в полном объеме заложены в бюджет, к тому же город может взять кредит на погашение долгов. (ГТРК «Саратов» от 23- 03- 04.)

- Население оплачивает 1/12 от стоимости газа, а мы — по 1/7. Разницу должны покрывать муниципальные субсидии. Деньги ожидаем в ближайшие 10 дней. (Андрей Петриков, портал «Samru. ru» от 06.04.11)