Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (368) | 25 апреля 2011г.
 

Спекулятивный мотив

Фонд «Рациональное решение» не спешит отчитываться о собранных для бездомных животных деньгах

Алиса Лаптева

Доверие граждан помогает привлекать фонду «Рациональное решение» (РР), возглавляемому Еленой САЙГУШИНСКОЙ, определенные средства. И если об очередных акциях по сбору средств сообщается достаточно широко, то с финансовой отчетностью фонда все совсем иначе. Причем на эту особенность деятельности Сайгушинской уже обратили внимание не только специалисты профильной сферы.

Одним из мероприятий фонда стало совещание, собранное 4 марта. Озвученные на нем тезисы вызывают серьезные вопросы. «Отчеты фонд «Рациональное решение» не представляет, куда собаки деваются — ничего не говорится, отчитываться не хотят, для чего собиралось совещание — непонятно. Сайгушинская так и сказала: ничего показывать не буду, на сегодняшний день это является тайной. Последние слова Сайгушинской были, что собак не надо уничтожать, если мы будем уничтожать собак, то на нас нападут крысы и съедят весь город. Я слушал и не понимал, может ли нормальный человек вообще так рассуждать», — рассказал ветеринарный врач-эпизоотолог ГУ Самарской обл. «Тольяттинская городская станция по борьбе с болезнями животных» Сергей Сергеев по итогам прошедшего совещания.

По словам наблюдателей, близких к ситуации, собаки не пропадают — их просто распродают под различные нужды. Корреспондент «Хронографа» в попытке проверить эту информацию приехал в приют на Московском пр-те под видом потенциального покупателя. И, действительно, получил предложение купить алабая за 3 тыс. р. Плюс к этому ему было предложено сделать прививки.

При этом надо понимать, что ст. 230, 231 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что лицо, задержавшее безнадзорное животное, обязано в течение трех дней с момента задержания заявить об обнаружении животного в полицию или в ОМС. И только если в течение полугода с момента заявления о задержании безнадзорного животного собственник не обнаружен, то лицо, его содержавшее, приобретает право собственности. У РР нет договора с мэрией на содержание бродячих животных, а на их отлов вообще никогда не было. Таким образом, деятельность по реализации бродячих животных, т.е. продажа чужой собственности, может выглядеть как незаконное предпринимательство.

Можно предположить, что чем больше становится бродячих животных, тем выгоднее становится деятельность фонда, которому нет необходимости вкладываться ни в разведение собак, ни в создание адекватных санитарных условий. Ранее приют фонда РР без каких-либо договорных отношений занимал площади в здании ГУ «Тольяттинская городская станция по борьбе с болезнями животных» на ул. 50 лет Октября, 77.

По словам главного ветеринарного врача г.о. Тольятти Андрея Мелехина, в приюте в этот период не выдерживались практически никакие санитарные нормы содержания животных, в т. ч. отсутствовали бумаги о прививке животных.

Журналы по приемке и выдаче животных велись нерегулярно. Люди, работающие в приюте, не имели санитарных книжек и прививок против бешенства. «Животных собирают со всего города. Они могут быть источником блох, вшей, лишаев, глистных инвазий и т.д. В этом помещении циркуляция вируса чумки и гепатита до сих пор присутствует. Я уже два раза посев делал и два раза выделял эти культуры», — отмечал Мелехин в беседе с корреспондентом «Хронографа».

При этом все желающие, в т.ч. дети, свободно могли посещать приют и играть с животными. Во время посещения приюта на Московском пр-те корреспондентом «Хронографа» визуально ситуация была нелучшей: собаки во внутреннем дворе находились в стае, в уличных вольерах животные также размещались группами, что располагает к быстрому распространению инфекций. Специалисты же по данной ситуации также высказывают неутешительную оценку (см. комментарий).

На вышеупомянутом совещании от 4 марта 2011 г. фондом РР был поднят вопрос организации работы с бродячими животными. На этой встрече Ольга Масленникова (на фото справа) впервые выступила в качестве руководителя свежеиспеченной общественной организации зоозащитников. Примечательно, что сведений об официальной регистрации этой организации ни в ЕГРЮЛ, ни в данных Росстата найти не представляется возможным. Можно предположить, что в случае утраты у горожан доверия к фонду его «зоозащитную» деятельность продолжит эта новоявленная организация.

Такой ход событий невозможно исключить полностью, поскольку Сайгушинская уже попадала под пристальное внимание правоохранительных органов. «10.09.10 СУ при УВД по Центральному р-ну г.о. Тольятти в отношении Сайгушинской Е. А. возбуждено уголовное дело по признаку состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере». – Прим. авт.)», — сообщил прокурор г.о. Тольятти Константин Зайцев на запрос «Хронографа».

О том, что у фонда РР дело, как правило, не идет дальше лозунгов о гуманном обращении с животными и сбора средств, может говорить следующее. Фонд имеет контракт с ОАО «АВТОВАЗ» на отлов собак на территории завода. 28 января 2011 г. в Автозаводском р-не Тольятти был введен карантин по бешенству. Причиной карантина стала лиса, которую обнаружили мертвой на одной из проходных завода. Далее, судя по всему, именно собаки разнесли возбудитель с территории завода.

Ситуация была настолько серьезной, что потребовалось соответствующее постановление губернатора Самарской обл. Владимира Артякова о введении карантина, который был снят только в конце марта.

Этот пример наглядно иллюстрирует тезис о том, что фонду РР, по всей видимости, куда более эффективно удается проводить различного рода манипуляции с общественным мнением, нежели решать проблему безнадзорных животных.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Андрей МЕЛЕХИН, начальник ГУ Самарской обл. «Тольяттинская городская станция по борьбе с болезнями животных»

- Когда остро стоял вопрос о создании приюта для беспризорных животных, я сказал, что это очень важно и нужно для города. Т.к. здание станции принадлежало мэрии, фонд запустили сюда. Я не возражал, потому что затея хорошая. Но подход должен быть грамотным. В этом случае, наоборот, почти сразу начались нарушения. Животные стали дохнуть. Их кормили остатками продуктов, собранными повсюду. Люди не проходили вакцинацию против бешенства. Отсутствовали туберкулезация и элементарная спецодежда. Никто не стал к этому прислушиваться. Пошел скандал за скандалом. Какой смысл держать такой приют, если животные мучились и естественным путем подыхали?

Сергей СЕРГЕЕВ, ветеринарный врач-эпизоотолог ГУ Самарской обл. «Тольяттинская городская станция по борьбе с болезнями животных»

- Я звонил на АВТОВАЗ, узнавал, сколько внутри территории завода отловили собак в период карантина с 28 января по 4 марта, когда проходило совещание. Мне сказали -13. Хотя это был очень серьезный карантин и вводился он на уровне губернатора. Если бы фонд более эффективно отлавливал животных на вверенных ему территориях, то, может быть, и не пришлось бы карантин вводить. Ведь первыми переносчиками являются собаки.

Надежда ПАВЛИНОВА, руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды мэрии г.о. Тольятти

- Территория по Московскому пр-ту, 6г, очень большая. Предварительное обследование показало антисанитарию. Совместно содержатся собаки и кошки, больные и здоровые животные. Вольеры достаточно большие, на две собаки, будки есть. При этом собаки как в вольерах, так и свободно по территории гуляют. В одном помещении и кухня для приготовления пищи, и животные содержатся. Там же более 50 животных в свободном нахождении. Хочу отметить, что требуется комплексное обследование приюта, начиная с санитарно-эпидемиологических норм и заканчивая требованиями противопожарной безопасности.