Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (362) | 14 марта 2011г.
 

Добро не получил

Таможня предъявила Тяжмашу претензии

Вероника Синицына

9 марта получила подтверждение информация о том, что сызранское ОАО «Тяжмаш» предоставило недостоверные сведения о товаре в таможенной декларации. Это уже не первый случай, когда таможенные органы предъявляют претензии к предприятию Андрея ТРИФОНОВА. Возможно, сейчас к Тяжмашу будут применены реальные санкции.

ОАО «Тяжмаш» достаточно активно работает как с ближним, так и с дальним зарубежьем (см. «Хронограф» №13 (322) от 12.04.10). Общая сумма доходов Тяжмаша от экспорта за 9 мес. 2010 г. — 614,4 млн р. Это доля составляет 23,6% в общем объеме доходов от обычных видов деятельности предприятия. Доля импорта в части поставок материалов и товаров за III кв. 2010 г. составляла на Тяжмаше 10%. Доля экспорта по заключенным на 1 января 2010 г. договорам называлась в 17,31%. Т.е. по итогам 2009 г. это составило около 892 млн р. от общего объема доходов Тяжмаша.

Эти показатели говорят о том, что Тяжмаш постоянно сталкивается с необходимостью как таможенного декларирования, так и уплаты таможенных платежей. Иногда частный бизнес идет на различные действия, направленные на освобождение или занижение пошлин и налогов.

В 2010 г. Тяжмаш становился фигурантом дела о недекларировании товара. Тогда реальных санкций к предприятию применено не было. Начальник Самарской таможни Александр Архипов сообщил «Хронографу»:

«В 2010 г. в отношении ОАО «Тяжмаш» Самарской таможней возбуждалось дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2. КоАП по факту недекларирования товара. Постановлением Самарской таможни предприятие было признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, но, учитывая малозначительность совершенного деяния, освобождено от назначения наказания». Вероятно, менеджмент Тяжмаша не сделал из этого урока соответствующих выводов.

14 февраля 2011 г. Тяжмаш обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к Приволжскому таможенному управлению Самарской обл. Федеральной таможенной службы России об оспаривании постановления об административном правонарушении от 25 января 2011г. 16 февраля иск был принят судом, возбуждено производство по делу.

Стремление оспорить постановления в судебном порядке может говорить о значительности правонарушения. Тяжесть нарушений может влиять на уровень санкций, грозящих за совершение. Вероятно, на Тяжмаше осознают всю тяжесть подобного рода санкций. В определенной мере это может подтверждаться информацией таможенников. В ответе на официальный запрос «Хронографа» Александр Архипов сообщил: «Самарской таможней в отношении ОАО «Тяжмаш» было вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 16.2. КоАП по факту заявления недостоверных сведений о товаре в декларации на товары».

Отметим, что, по сути, в ч.1 ст. 16.2. КоАП речь идет о нарушении, заявленном как «недекларирование товаров по установленной форме». По ч.2 ст. 16.2. КоАП речь идет уже о «заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера» . Это может повлечь наложение штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой. Либо же конфискацию предметов правонарушения.

Важно отметить, что таможенное декларирование и уплата соответствующих таможенных платежей играют роль барьера, ограничивающего ввоз товаров иностранного производства. Здесь могут учитываться не только экономические или фискальные интересы РФ. Соответственно, ряд экспертов полагают, что в данной области могут быть оправданы любые санкции. Если, конечно, они направлены на защиту конституционных ценностей, экономических суверенитета и безопасности РФ, а также на защиту законных интересов отечественных потребителей и производителей.

Предварительное судебное заседание по делу прошло 11 марта 2011 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.