Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (361) | 9 марта 2011г.
 

ЕИРЦ не раскрывается

Запуск сайта муниципального предприятия остается под вопросом

Иван Григорьев

1 марта истекли сроки, когда должна была заработать пилотная версия сайта МП г.о. Самара «Единый информационно- расчетный центр» (ЕИРЦ). Судя по отсутствию комментариев на эту тему со стороны руководства финансового посредника, проект просто могли свернуть. Похоже, что непрозрачность деятельности ЕИРЦ выгодна сегодня ничуть не меньше, чем при бывшем мэре Самары Викторе ТАРХОВЕ. Особые подозрения закрытость самарского ЕИРЦ вызывает на фоне отчетов о движении средств, размещаемых аналогичными центрами в других субъектах РФ.

О планировании работ по созданию сайта ЕИРЦ «Хронографу» стало известно еще в декабре 2010 г. Со слов директора МП Максима Мякишева, на основании технического задания группа разработчиков приступила к изготовлению пилотного проекта. «В начале следующего года сайт должен быть запущен, — пояснил Мякишев в конце прошлого года. -После чего будем его дорабатывать». Характерно, что Мякишев упомянул про отражение на сайте реестров расщепления средств, поступивших от населения, в адрес поставщиков коммунальных услуг и управляющих организаций, а также финансовой отчетности самого МП.

Необходимость в раскрытии ЕИРЦ информации о размере и движении собранных денежных средств назрела еще при первом директоре МП «ЕИРЦ» Николае Левковицком.

Предприятие, по уровню финансовой непрозрачности сравнимое с оборонным ведомством, занималось странными для бюджетного учреждения делами. Проверка ЕИРЦ контрольно- счетной палатой (КСП) Думы г.о. Самара в октябре 2009 г. показала, что, совершая финансово- посреднические действия, МП выполняло почти банковские функции.

В частности, ЕИРЦ аккумулировало на своих счетах средства населения, после чего отправляло их заемщикам, оставляя себе процент в качестве вознаграждения за операционные услуги (см. «Хронограф» №35 (344) от 18.10.10). Кроме того, КСП выявила задержку на счетах ЕИРЦ дебиторской задолженности прошлых лет. Эти средства могли вращаться в дружественных ЕИРЦ банках, принося процентный доход. Тему тогда развивать не стали. С тех пор КСП, похоже, ЕИРЦ не проверяла.

Еще одним «ноу-хау» времен Левковицкого стало не имеющее правовых оснований расщепление денежных потоков, предназначавшихся управляющим компаниям, в адрес поставщиков коммунальных услуг. Диспропорциональность распределения создала дополнительные финансовые трудности, к примеру, для УК ООО «Жилкомсервис» (ЖКС). Значительные средства регулярно выводились ЕИРЦ из хозяйственного оборота ЖКС, а далее использовались в целях, мало соответствующих прямым задачам содержания и ремонта жилого фонда.

Параллельно ЕИРЦ успело создать проблемы и энергетикам. В частности, на недобросовестное исполнение МП своих обязанностей в июне 2010 г. жаловались представители территориального управления по теплоснабжению ОАО «Волжская ТГК» (ТГК-7).

Утвержденный в сентябре прошлого года стандарт раскрытия информации организациями, управляющими многоквартирными домами, слегка вывел жилищно- коммунальный бизнес «из тени». По сути, ЕИРЦ как посредник между субъектами коммунального бизнеса должен был позаботиться о своей отчетности в первую очередь, однако этого не произошло. Сроки окончания разработки и подготовки сайта к запуску в настоящее время неизвестны. Сведения о размере аккумулированных постатейно средств и величине перечислений в адрес контрагентов, равно как и об остатках на счетах самого ЕИРЦ, отсутствуют. Похоже, отношение самарских чиновников к особенностям деятельности ЕИРЦ сегодня мало отличается от того, что запомнилось при Викторе Тархове.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.