Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (357) | 7 февраля 2011г.
 

Специалисты формального подхода

В Тольятти пытаются утвердить концепцию развития НКО

Илья Ширтанов

1 февраля мэрия г. о. Тольятти предприняла попытку провести через Думу г. о. Тольятти (ТГД) утверждение новой концепции развития автономных некоммерческих организаций (АНО) в городе. Предыдущие аналогичные действия закончилась ничем ровно год назад. О поспешности работы над документом в этот раз говорит то, что в мэрии даже не удосужились в проекте решения по утверждению концепции заменить прежнего председателя ТГД Алексея ПАХОМЕНКО на ныне действующего Алексея ЗВЕРЕВА. Вопросами взаимодействия с НКО в мэрии занимается руководитель аппарата мэрии Дмитрий ШЕВЕЛЕВ (на фото). Из всех действующих в Тольятти НКО финансовую поддержку получили только TOСы, которых насчитывается более 40.

Жилкинский почин

Сама концепция развития НКО г. Тольятти была разработана и утверждена в мае 2000 г., в бытность мэром г. Тольятти Сергея Жилкина. Умение работать с НКО разного толка было отличительной чертой Жилкина от всех последующих за ним глав Тольятти. При Жилкине зародились и получили активное развитие не только территориальные общественные советы (ТОСы), но и различные фонды, а также НКО спортивного, культурного, образовательного толка. Одним из промежуточных результатов работы над созданием концепции развития НКО при Жилкине стало создание реестра действующих в Тольятти НКО.

Пакет представленных 26 января 2011 г. в ТГД документов для утверждения новой концепции тоже содержал реестр НКО. Сопроводительное письмо к нему подписал руководитель аппарата мэрии Тольятти Дмитрий Шевелев. Сегодня в этом реестре значится 194 НКО. При внимательном изучении этого реестра можно прийти к выводу, что он практически не изменился со времен Жилкина. Из этого следует, что либо в мэрии последние десять лет относились к этой теме формально и не затрудняли себя учетом и взаимодействием с новыми НКО, либо в Тольятти этот сектор не имел развития. По ряду моментов вторую причину следует считать маловероятной.

Формальный подход тольяттинских властей к вопросам развития НКО говорит о том, что потенциал этого сектора остается недооцененным. Местные власти просто не заинтересованы в интеграции с НКО в целях реализации социальных проектов. Между тем на федеральном уровне понимают не только большую важность этого процесса, но также и высокую степень опасности бездействия. Если этой работой не заниматься, то эту нишу займут иностранные НКО, что, собственно, и происходило в стране на протяжении 90-х и первой половины 2000-х гг. Если говорить в масштабах отдельно взятой страны, то экспансия иностранных НКО на территории некоторых бывших республик СССР привела к т. н. цветным революциям.

Президенты — не указ

Второй импульс, который должен был бы активизировать интерес к теме развития НКО на муниципальном уровне, был дан в мае 2008 г., когда появился указ президента РФ Владимира Путина об утверждении критериев оценки деятельности глав муниципалитетов. Одним из критериев там значится уровень развития сектора НКО за истекший год.

Однако этот импульс, как показала практика, оказался весьма слабым для тольяттинских чиновников.

Его не хватило даже на то, чтобы оперативно включиться в доработку устаревшей по ряду объективных причин концепции развития НКО в Тольятти. Проект новой концепции появился лишь к январю 2010 г. От старой новая концепция отличалась лишь тем, что слова «г. Тольятти» заменили на слова «г. о. Тольятти», да убрали один из пунктов. Дума тот проект, естественно, не пропустила, а мэрия особенно и не пыталась добиться в этом вопросе своего.

Очередной импульс появился уже в апреле 2010 г. 5 апреля президент РФ Дмитрий Медведев подписал ФЗ №40 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Помимо всего прочего, этот закон предписывал органам муниципальной власти включиться в процесс уже на законодательной основе.

В Тольятти провели «круглый стол» на тему «О ходе реализации в г. о. Тольятти федерального законодательства о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» и вновь вспомнили о необходимости утвердить новую концепцию.

1 января 2011 г. вопрос об утверждении прошлогоднего проекта новой концепции был вынесен на рассмотрение постоянной комиссии по социальной политике ТГД. Примечательно, что в проектах решений по концепции было заготовлено место для подписи в качестве председателя ТГД Алексея Пахоменко, а не Алексея Зверева. Это в очередной раз может свидетельствовать о качестве работы подчиненных Шевелева и об уровне контроля за ними с его стороны.

Во время слушания доклада о проделанной работе со стороны мэрии председатель комиссии по социальной политике ТГД Михаил Носорев попросил докладчика привести реальный пример результатов работы. Кроме взаимодействия с ТОСами никакие другие примеры подчиненный Шевелева указать не смог. Председатель комиссии отметил, что все указывает на отсутствие практической работы со стороны исполнительной власти. На это высказывание Шевелев возразил, что рабочая группа продолжает выполнять свою функцию и результаты все-таки есть. Потом представители мэрии разъяснили, что оказывалась помощь самым активным организациям и только после этих прений в качестве примера был назван Фонд Дьячкова.

Председатель общественной организации инвалидов «Фонд Дьячкова» Сергей Дьячков так прокомментировал опыт этого взаимодействия: « Вот живой пример оказания помощи: в 2010 г. мне позвонили из аппарата Шевелева и предложили помощь в издании газеты. Впоследствии нашлось множество формальных причин, чтобы не принимать подготовленные мной документы. Эти мытарства продолжались не один месяц. В конце концов, мне объявили, что уже конец года и мэрия не может оказать мне помощь, и предложили оказать поддержку в следующем году».

Судя по списку социально ориентированных НКО — получателей поддержки из бюджета г. о. Тольятти, который Шевелев направил в ТГД, становится понятно, что работа мэрии заключается в основном в выделении субсидий и предоставлении муниципальных помещений в безвозмездное пользование. Причем при рассмотрении этого списка становится видно, что денежные средства выделяются только ТОСам.

По словам докладчика, в 2010 г. ТО Сам было выделено порядка 5 млн р., в 2011 г. планируется выделить такую же сумму из муниципального бюджета, несмотря на то что многие ТОСы уже давно функционируют в качестве негласных агитбригад перед выборами, а с началом масштабных капитальных ремонтов многоквартирных домов ТОСы нашли еще одну возможность для заработка. В списке из 194 НКО ТОСов 44.

Исключением стало АНО ДО «Планета детства «Лада» — это единственное НКО, которому, помимо ТОСов, удалось получить от мэрии поддержку в виде субсидии. В эту организацию входит 48 детских садов, переданных ОАО «АВТОВАЗ» на баланс города. Т. е. объекты «Планеты детства «Лада» финансируются из бюджета, но при этом АНО имеет возможность получать субсидию.

НКО нужны для прикрытия

Не может не удивлять еще и то, что в список социально ориентированных НКО мэрией были включены негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (НОУ ВПО), т. е. частные коммерческие вузы. Все эти НОУ ВПО ориентированы на платное обучение. По какому принципу их включили в перечень социально ориентированных НКО, остается непонятным. Если учесть, что предоставление помещений для НКО на безвозмездной основе или на льготных условиях мэрия ставит себе заслугу, то присутствие частных вузов в этом списке в какой-то мере становится логичным. Только так мэрия сможет объяснить, почему с этих вузов не взимается арендная плата исходя из рыночных цен.

Остальные некоммерческие организации ограничиваются поддержкой в предоставлении помещений или договором. Многие организации, в основном это спортивные школы, клубы по интересам, молодежные организации, удостаиваются лишь формулировки «предоставлена организационная поддержка». Хотя они могли бы сделать много полезного, если бы управление по физкультуре и спорту (УФиС), которое возглавляет Василий Одиноков, подключало эти НКО к проведению соревнований и воспитанию молодых спортсменов. Однако в УФиС предпочитают осваивать бюджетные средства без лишних лиц. То же самое, наверное, происходит и по линии других главных распорядителей бюджетных средств мэрии Тольятти, которые подведомствены заместителю мэра по социальным вопросам Ирине Кочукиной.

Комментарии

Сергей ДЬЯЧКОВ, председатель общественной организации инвалидов «Фонд Дьячкова»

- Чтобы что-либо получить, нужно подстраиваться под власть, быть ей удобной и угодной. Я лично никогда ничего не просил, чтобы не быть потом обязанным.