Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (352) | 20 декабря 2010г.
 

Деньги ради денег

Добрянин подсаживает речпорт на кредитную «иглу»

Илья Круговой

16 декабря истек срок погашения ОАО «Самарский речной порт» (Порт-Самара) выплаты полученного ранее кредита от ОАО «Первый объединенный банк (Первобанк). Ранее Порт-Самара, возглавляемый Андреем ДОБРЯНИНЫМ, брал кредит на сумму 50 млн р. под 11% годовых. Примечательно, что в конце ноября Порт-Самара перекредитовалось на ту же сумму у этого же банка под залог имущества. В данный момент у ОАО остается еще один непогашенный кредит перед ОАО «Национальный торговый банк» (НТБ) г. Тольятти на сумму 15 млн р. Срок выплаты истекает 25 декабря.

В 2009 г. согласно данным статистической отчетности ОАО «Самарский речной порт» показало выручку в сумме 297 млн р. При этом чистая прибыль предприятия составила 93 тыс. р. Если сравнивать аналогичные показатели за 2008 г., то при выручке свыше 469 млн р. чистая прибыль составила 11 млн р. Таким образом, при уменьшении выручки менее чем на 30% за период 2009 г. показатели чистой прибыли снизились более чем в 100 раз.

Согласно ежеквартальному отчету за 9 мес. 2010 г. ОАО «Порт-Самара» имеет кредиторскую задолженность на конец отчетного периода в сумме 56,8 млн р и задолженность по налогам и сборам в сумме 32,9 млн р. Примечательно, что, несмотря на неудовлетворительные показатели в работе предприятия, речпорт уже продолжительное время берет банковские кредиты на довольно внушительные суммы. При этом среди банков, которым Порт-Самара отдает приоритет, превалирует Первобанк. В 2009 г. предприятие уже погасило два кредита перед Первобанком на общую сумму 71 млн р. Это тем более странно, т.к. с 2004 по 2008 гг. речпорт в совокупности получил кредитов от разных банков на сумму чуть более 120 млн р.

Между тем 30 ноября ОАО «Порт-Самара» объявило о проведении очередного конкурса по отбору кредитной организации для предоставления краткосрочного кредита на 50 млн р. со сроком погашения в 12 мес. Лучшей была снова признана заявка Первобанка с условием предоставления кредита под 11 % годовых с обеспечением в качестве залога недвижимого имущества. Стоит отметить, что заявку на кредитование подавал среди прочих и НТБ. Последний в качестве обеспечения залога по кредиту указал основные средства ОАО «Порт-Самара», однако предпочтение было отдано его конкуренту.

На данный момент Порт-Самара имеет два непогашенных кредита — перед ОАО «Первобанк» в сумме 50 млн р. и ОАО НТБ в сумме 15 млн р. со сроком погашения 16 декабря и 25 декабря соответственно.

По мнению аналитиков, очередной кредит необходим ОАО для погашения ранее взятых займов. Об этом также может свидетельствовать финансовая отчетность предприятия. Динамика коэффициента собственных и заемных средств ОАО «Порт-Самара» в 2009 г. составила 88,18%, а это может говорить о неуклонно растущей закредитованности предприятия.

Кроме того, у ОАО «Порт-Самара» наблюдается превышение дебиторской задолженности над кредиторской. По мнению экспертов, подобные показатели, вероятно, обусловлены отвлечением средств из хозяйственного оборота. В свою очередь, это вызывает необходимость привлечения дорогостоящих кредитов банка и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Фактически Порт-Самара на данный момент не развивается, а кредиты расходует на номинальное поддержание собственной деятельности. Настораживает и то, что предпочтение отдается кредитным организациям, требующим в обеспечение залога недвижимость, находящуюся на балансе речпорта.

Попытки каким-то образом повлиять на ситуацию предпринимаются ТУ ФАУГИ по Самарской обл. (Росимущество). Правда, не очень успешно. Ведомство Айвара Кинжабаева, владеющее 25,5% акций ОАО «Порт-Самара», в ноябре подало в Федеральный арбитражный суд (ФАС) Поволжского округа кассационную жалобу на решение самарского арбитража и постановление 11-го арбитражного апелляционного суда. Решение касалось иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения и взыскании 23 млн р. ФАУГИ пытается истребовать из собственности ОАО «Порт-Самара»

38 объектов. В их число входят: внутрипортовые дороги, причальные палы, подкрановые пути, пассажирская причальная набережная, ограждение порта, подъездные дороги грузовых причалов, контейнерная площадка, насосная станция и др. Не исключено, что речь может идти об имуществе, которое было передано в качестве обеспечения по кредиту.

На вопрос о том, какое именно имущество выступило залогом при кредитовании в ОАО «Первобанк», Добрянин не ответил. Между тем эксперты «Хронографа» полагают, что существуют определенные риски того, что сумма прибыли за 2010 г. ОАО «Порт-Самара» может еще более снизиться. Как следствие — может возникнуть угроза невозврата кредита и заложенное имущество перейдет в собственность кредитора.