Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (352) | 20 декабря 2010г.
 

Поставщики подождут

АВТОВАЗ умеет растворять многомиллиардные средства господдержки

Илья Ширтанов

С января 2011 г. крупные производители металла — поставщики ОАО «АВТОВАЗ» планируют повысить отпускные цены на 40%. Увеличение происходит на фоне роста долга АВТОВАЗа перед поставщиками. На III кв. 2010 г. долг превысил 16 млрд р. Общий объем кредиторской задолженности ОАО «АВТОВАЗ» уже достиг 114 млрд р. Куда АВТОВАЗ тратит деньги из многомиллиардной государственной поддержки, остается большой загадкой.

Согласно квартальной отчетности АВТОВАЗа за последнее время предприятие стабильно увеличивает долговую нагрузку. В частности, АВТОВАЗ наращивает задолженность перед поставщиками. Так за II и III кв. 2010 г. долги перед поставщиками выросли на 6 млрд р. Они росли по 3 млрд р. за квартал. В III кв. 2010 г. общий объем задолженности перед поставщиками достиг 16 млрд р.

При этом на конец 2009 г. сумма займов автозавода составляла: свыше 1 года — 7 млрд р., до 1 года -около 30 млрд р. Уже к концу III кв. 2010 г. задолженность по займам сроком свыше 1 года составила 53 млрд р., до 1 года — 12 млрд р. Стоит напомнить, что 40 млрд р. было получено АВТОВАЗом в виде беспроцентного займа от ГК «Ростехнологии». Общий объем кредиторский задолженности АВТОВАЗа на III кв. 2010 г. составил почти 114 млрд р.

На фоне подобных финансовых показателей АВТОВАЗа поставщики металла как наименее зависимые от автозавода намерены приостановить отгрузку своей продукции на ОАО «АВТОВАЗ». В следующем году эти же поставщики намереваются поднять цену на свою продукцию на 40%. Среди основных поставщиков металла на АВТОВАЗ стоит выделить структуры ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) и ОАО «Северсталь». Председателем совета директоров ОАО «ММГ» является Виктор Ратников, генеральным директором ОАО «Северсталь» — Алексей Мордашов. При этом АВТОВАЗ совместно с сообществом автопроизводителей готовит обращение на имя министра промышленности РФ Виктора Христенко с жалобой в адрес металлопроизводителей.

Судя по всему, со стороны АВТОВАЗа обращение должен подписать президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров (на фото).

Цены на металл в 2010 г. практически не поднимались. Зато рост цен на вазовские автомобили составил почти 30% При этом АВТОВАЗ не только получает разнообразные займы от госструктур, но и увеличивает объемы продаж (в основном за счет программы утилизации). Поэтому позиция производителей металла вполне понятна. Т.е. на предприятии имеются средства для расчетов с поставщиками. К примеру, по данным пресс-центра АВТОВАЗа, в ноябре т.г. на российском рынке автомобилей Lada продано более чем в два раза больше, чем в ноябре 2009г. Сложившаяся ситуация делает непрозрачной позицию руководства ОАО «АВТОВАЗ». По каким-то причинам повышение стоимости автомобилей, увеличение покупательского спроса на продукцию автозавода, вливание денежных средств со стороны государства опять приводят АВТОВАЗ к необходимости обращаться за государственной поддержкой. Кроме того, государственные денежные транши на автозавод трактуются как общее оздоровление экономики, однако финансы не выходят за пределы получателя денежных средств. Поставщики остаются не удел. Производители металла более независимы в этом вопросе, но при поддержке правительства идут на уступки. Более мелкие поставщики напрямую зависят от АВТОВАЗа. Они либо уже стали дочерними предприятиями автозавода, либо аффилированы ему. Поэтому вести разговор об улучшении экономики пока не приходится.

Возникает вопрос о том, каким образом руководство ОАО «АВТОВАЗ» использует деньги, выделяемые в виде займов. Еще один вопрос: почему увеличение производства и сбыта продукции не дает положительных результатов? Вероятно, вывод средств, получаемых АВТОВАЗом в виде государственной поддержки, а также выручка от продажи автомобилей, осуществляется через некие договорные обязательства с третьими лицами. Есть все основания полагать, что одной из схем по выводу средств было финансирование создания якобы новых рабочих мест в дочерних предприятиях

АВТОВАЗа — ООО «Реформинг-центр» и ООО «АВТОВАЗ-перспектива». На это могло уйти около 20 млрд р.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Анатолия ОХРИМЕЦ, генеральный директор ОАО «ПСА Бронто»

- С чем, по вашему мнению, могут быть связаны проблемы АВТОВАЗа с поставпщками металла?

- Вы же понимаете: если поднимается цена на топливо, поднимается на металл, неизбежно будет подниматься цена автомобиля. По последней информации, Союз производителей автомобилей пытается договориться на следующий год о неповышении цен на металл.

- Вазовские машины уже выросли в цене в этом году, причем заметно.

- Если взять средний процент и сравнить с иномарками, мы нисколько дальше не ушли. Поэтому я думаю, что здесь все нормально. Рынок сегодня существует, инфляция сегодня есть. Если мы сегодня посмотрим налоги и посмотрим, насколько электроэнергия возросла, если это переложить, будет неизбежный рост.