Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (352) | 20 декабря 2010г.
 

Александр Дроботов:

Домкомы призваны помочь жильцам создать в будущем ТСЖ

Михаил Куракин

До конца 2010 г. 20% тольяттинского жилого фонда должно перейти под управление товариществ собственников жилья (ТСЖ). В противном случае Тольятти может не получить средства из федерального бюджета на капитальный ремонт жилого фонда в рамках ФЗ-185. Препонами в данном случае могут выступать неготовность самих жильцов, плачевное состояние жилого фонда, неплательщики квартплаты и проживающие без регистрации жильцы. О мероприятиях, которые сегодня предпринимаются для стимуляции населения по созданию ТСЖ и промежуточных форм типа домовых комитетов, в интервью «Хронографу» рассказал один из идеологов этой работы, депутат Самарской губернской думы (СГД) Александр ДРОБОТОВ.

- Александр Николаевич, уже больше года вы являетесь одним из активистов форматирования жилищно- коммунальной системы. Каких результатов удалось добиться за это время?

- За время существования СССР были воспитаны целые поколения, которые не задумывались о происхождении коммунальных ресурсов. Сейчас это уже кажется роскошью. Потому что в то время был главный начальник в лице партии или администрации, который решал эти вопросы. Рыночная экономика, разумеется, все расставила на свои места. Она предоставила частным собственникам квартир возможность выстраивать отношения с частными УК. При этом максимально отдалила государство от вопросов ЖКХ. И вот когда собственники стали решать, как же они будут управлять домом, то большинство, к сожалению, поняли, что не могут создать ТСЖ. Потому, что дома не готовы к этому и прежде всего по техническому состоянию. Или же потому, что в этих домах проживает большое количество неплательщиков, до 50% в некоторых домах. Потому, что в этих домах проживает большое количество людей, которые в них не прописаны, поэтому не платят квартплату и плату за коммунальные платежи, но вместе с тем пользуются коммунальными ресурсами. Если на таком доме создать ТСЖ, то этот дом разорится через 2-3 месяца, потому что он просто не сможет рассчитываться по своим обязательствам. В 2011 г., для того чтобы получить средства на капремонт жилфонда в рамках ФЗ-185, необходимо, чтобы в городе было создано 20% ТСЖ. А сейчас в Тольятти пока 16%. Это значит, что 80% собственников жилого фонда не может себе позволить сразу создать ТСЖ. Однако создать что-то, что могло бы организовать их во взаимоотношениях с УК, настолько острая проблема, что единственным выходом, который просто жизнь подсказала — домовые комитеты. Домкомы призваны помочь жильцам создать в будущем ТСЖ.

- С УК и ТСЖ все понятно, тут рамки были поставлены федеральным законодателем. А чем, на ваш взгляд, должна регламентироваться работа домовых комитетов?

- Что значит на мой взгляд? 20 октября т.г. совет СГД принял решение №731 «О модельном постановлении администрации муниципального образования «О домовых комитетах».

Работа над этим нормативным актом проводилась в течение всего года, материалы прошли многократные проверки прокуратуры Самарской обл. и правового управления СГД. В результате домовые комитеты наделяются полномочиями во взаимоотношениях с УК. Они могут затребовать у них отчет о расходовании средств, которые собираются с жильцов, отчет о том, из чего состоит и как формируется плата за содержание жилья. Это самые болезненные для УК требования, потому что зачастую в УК до 70% средств, которые были собраны с собственников жилья по строке «содержание жилья», тратится не на его содержание, а на собственные нужды. Например, на содержание аппарата. Поэтому для руководства УК, конечно, очень болезненно, что домкомы окажутся вправе просить руководство УК предоставить детальную информацию о собираемых ресурсах на содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт, отчеты о расходовании денег. Опять же этот домком сможет представить свой план расходования средств, свои предложения по дефектным ведомостям на ремонты.

- Если УК отказывает домкому, например в предоставлении информации, то согласно модельному правовому акту, принятому думой, домком вправе обратиться в прокуратуру?

- Для этого главам администраций муниципальных образований Самарской обл. предлагается выпустить соответствующие постановления о домовых комитетах, утвердить порядок взаимодействия органов местного самоуправления и УК с домовыми комитетами. Порядок будет предписывать УК контактировать с домкомами, предоставлять им конкретную информацию. Т.е. здесь главы своими постановлением попросту принудят руководства УК работать с домкомами. Иначе это звено окажется безжизненным. За что, судя по всему, многие лоббисты УК сейчас начнут активную борьбу.

- Модельный правовой акт будет спускаться в муниципалитеты для утверждения главами, после чего вступит в полную силу. Правильно?

- Правильно. Акт уже спущен.

- Когда все необходимые постановления будут подписаны главами?

- Вот тут у каждого муниципалитета своя позиция. 16 ноября я направил весь пакет модельного правового акта тольяттинскому мэру с просьбой подписать соответствующее постановление «О домовых комитетах».

Однако уже 7 декабря мне поступил ответ за подписью мэра Тольятти Анатолия Пушкова, в котором он сообщил, что Тольятти не нуждается в подобном акте, сославшись на отсутствие полномочий. 14 декабря я направил в адрес Пушкова еще одно письмо. У меня возникло ощущение, что мэр мог быть дезинформирован. Потому что этот модельный правовой акт прошел годовое обсуждение, общественно-правовую экспертизу, экспертизу прокуратуры области. Там даже думать ни о чем не надо. Нужно просто взять его за основу и утвердить. В указанном правовом акте содержится все. То, что УК не заинтересованы в этом, это понятно. Зачем им открывать информацию, зачем представлять собственникам жилья какие-то свои планы. Вот представляете, если раньше они тратили деньги, собираемые по статьям «капитальный и текущий ремонт» по своему усмотрению, а тут вдруг нужно все это согласовывать с домовым комитетом. Или, например, отдельные УК тратили деньги по сметам, которые могли завышаться многократно. А тут такая «ловушка». Домком допускается до деффектовки и составления смет, домком допускается до контроля за работами. В противном случае производители этих работ попросту не получают деньги. Та же самая практика по съему показателей с домовых приборов учета. Если не будет представителя, то можно написать все, что угодно. Это непрозрачно. Поэтому мне сложно понять настроение департамента ЖКХ, который готовил ответ мэра. Если вы ознакомитесь с полномочиями, которые должны быть представлены домкомам, то вы увидите, насколько меняется ситуация. Радикально меняется. Каждый дом теперь имеет право знать, сколько он собирает ресурсов на содержание дома. И именно люди теперь должны говорить, куда нужно потратить собранные деньги. Например, не на окольцовку фундамента, куда можно списать абсолютно все, а на ремонт подъезда. И сделать его не за 100 тыс. р., а за 20 тыс. р. Единственный плюс, который сейчас наблюдается по взаимодействию домкомов и УК, заключается в том, что и тем и другим крайне выгодно выявлять неплательщиков, а также большие скопления людей, которые проживают без регистрации. Потому что с установкой общедомовых приборов учета появляется ясность, за кого и за что переплачивают люди. Благодаря этому у людей появится сознательность и культура потребления коммунальных ресурсов.

- Существует ли какой-то срок, в течение которого мэр Тольятти должен подписать пакет модельных правовых актов? И каким образом можно ускорить этот процесс?

- Если совсем документы не будут подписываться, я буду вынужден вынести этот вопрос на политсовет тольяттинского отделения партии «Единая Россия» (ЕР). Потому что год назад тольяттинский политсовет ЕР принял решение и утвердил партийный проект «Домком в каждый дом». В результате нам было поручено подготовить документы в рамках этого проекта. Документы утверждены СГД, но, к сожалению, пока не подписаны мэром.